Ольга Догадина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение и активация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Образовательные задачи:
• совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
• упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• формировать умения обобщать, классифицировать;
• развивать диалогическую связную речь, образное представление;
• расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей 5–6 лет» размещена в разделах
• развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
Воспитательные:
• воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное;
• физическое развитие.
Методические приемы:
• словесные;
• наглядные;
• практические.
Материалы и оборудование:
• письмо с заданиями;
• магнитная доска с картинками диких животных;
• мяч
• предметы из бумаги, дерева, железа, резины и т. д;
• звуковые дорожки АУ, УА, ИА;
• карточки с изображением контура предметов по количеству детей;
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А попасть туда можно воздушном шаре. Хотите попутешествовать? (ответы детей). Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Воздушный шар нужно надуть. Давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш) и одновременно отходим назад, делая большой круг. Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре над полями, лесами, лугами. А теперь надо приземлиться. Наш воздушный шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох через нос, выдыхаем (с-с-с).
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочную страну Красивой речи.
Выходит Фея: Здравствуйте, ребята. Я – Фея этой сказочной страны. У нас произошло несчастье: злой волшебник заколдовал всех жителей страны Красивой речи и теперь они не знают, что такое радость и смех. Но он оставил конверт с заданиями, а мне не справиться без вашей помощи.
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны? (ответы детей)
1 задание. «Назови диких животных».
На магнитной доске картинки с изображением диких животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка. Ёж. Ребёнок берёт картинку, называет изображённое животное. Потом все вместе произносят это слово и делят его на слоги и называют количество слогов в каждом слове. Дети кладут картинки с одним слогом на стол, где один кубик, картинки с двумя слогами, где два кубика. Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом всех этих животных? Где они живут? (ответы детей). Вы правильно выполнили задание, молодцы!
2 задание Игра «Назови ласково».
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребёнку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково (бык – бычок, барсук – барсучок. Бегемот – бегемотик и т. д.)
3 задание «Назови признаки».
Фея: В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов, - берёт «Чудесный мешочек». – Я вам предлагаю поиграть в игру и назвать, из чего сделан предмет (матрёшка из дерева, значит она деревянная, книга из бумаги – бумажная, кубик из пластмассы – пластмассовый и т. д.)
4 Физминутка с проговариванием чистоговорок.
Ва-ва-ва- высокая трава (медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги);
Па-па-па –узкая тропа (узко ставят ступни, след в след);
Ке-ке-ке – мы пришли к реке (шагают, руки на поясе);
Кой-кой-кой – любуемся рекой (повторяют радостно, руки развести в стороны);
Ась-ась-ась – вот плывёт карась (повторяют тихо, плавные движения руками);
Ушка-ушка-ушка – прыгает лягушка (повторяют громко, прыжки на двух ногах);
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо? (повторяют тихо, пальцы к губам);
Це-це-це – улыбка на лице (повторяют радостно, улыбаются);
5 задание «Скажи наоборот».
У нас на пути ручеёк, чтобы через него перебраться, нужно назвать слово наоборот. Воспитатель каждому ребёнку называет слово, ребёнок называет антоним. Если назвал правильно, перепрыгивает через ручеёк. Если затрудняется, другие дети помогают.
6 задание Звуковые песенки».
На доске карточки с буквами: АУ, ИА. УА.
Фея предлагает детям прочитать, что написано на каждой карточке. Дети читают по очереди, хором. Отвечают на вопросы: «Какие это звуки»? (гласные, «Почему»? (они поются, воздух не встречает преград, «Кто, в каких ситуациях произносит эти звуки»? (АУ – когда заблудились в лесу, ИА – ослик, УА – малыш)
7 задание Игра «Доскажи словечко».
- Шёл по лесу шустрый мишка, на него упала (шишка).
- Научилась с детских лет заметать хвостом свой след. Это просто чудеса, до чего хитра (лиса).
- Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это (белка).
- Без тропинки, без дорог серый катится клубок. Он в иголках острых сплошь, потому что это (ёж).
- Сладкий мох жевал весь день и жевал его (олень).
Фея: Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и расколдовали жителей сказочной страны Красивой речи. Без вашей помощи мы бы не справились. У меня для вас есть сюрприз. Я хочу подарить вам карточки с изображением разных предметов. Вы можете в детском саду или дома раскрасить их в технике пластилинография. (Дети благодарят Фею). Она прощается и уходит.
Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в обратный путь. Нам нужно надуть воздушный шар, на котором мы сюда прилетели. Вот мы и вернулись в детский сад!
Заключительная часть.
Итог
1. Что вам больше всего понравилось?
2. Что было особенно трудно?
3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, отлично занимались, были активными, внимательными, дружными. Спасибо большое. А теперь, детвора, отдыхать и вам пора.