Герасименко Анна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с творчеством П. П. Ершова. Чтение сказки «Конёк-Горбунок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с П. П. Ершовым и его творчеством; чтение «Конёк – Горбунок»».
Цель: познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок; учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знакомство с творчеством П, П, Ершова, Чтение сказки „Конёк-Горбунок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Конек - Горбунок»
- Темочки
Развивающие : развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.
Предварительная работа: на книжной полке расставляю сказки уже известные детям и сказку «Конёк-Горбунок». На мольберт ставлю портрет П. П. Ершова. Рядом с полкой ставлю стул со скакалками-вожжами, в музыкальный центр ставлю подготовленный диск с записью части произведения и музыкальными произведениями для физкультурных минуток. С детьми в раздевалке провожу дыхательную гимнастику.
Словарная работа: глашатай, городничий, коурко, малахай, седьмица, сенник, стрельцы, челядь.
Материалы: Предметы крестьянского быта, иллюстрации крестьянского быта, книги с русскими народными сказками, книга «Конёк-Горбунок», мольберт, портрет П. П. Ершова, скакалки для подвижной игры, диск с подготовленными записями.
Ход:
Дети входят в группу под музыку Б. Савельева «Дождик босиком…» и садятся на стульчики на ковре, поставленные полукругом.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев:
На сметане мешён, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок Покатился…. (Колобок.) Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.) Носик круглый пятачком, Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек-копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…. (Айболит.) Воспитатель: Молодцы, все сказки отгадали! А сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, он писатель, а писал он сказки, очень интересные. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно. Родился он в деревне, его папа был военным, а мама не работала, она всегда находилась дома со своими детьми, у Петра Павловича был брат. Когда Ершов вырос и пошёл учиться, он написал свою первую сказку «Конёк-Горбунок», потом он написал ещё много стихов и сказок, которые тоже писал в стихах и очень много употреблял старорусских слов, таких как: ГЛАШАТАЙ-это человек, который в старину выкрикивал объявления.
ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города.
КОУРКО- рыжая лошадь.
МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса.
СЕДЬМИЦА- неделя.
СЕННИК- помещение, где хранится сено.
СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси.
ЧЕЛЯДЬ- слуги. Правда интересные слова? Они встречаются в сказке «Конёк-Горбунок», которую мы сейчас будем слушать, а хотите сейчас тоже поиграть в «Лошадок»? Мы c вами разделимся на «лошадок» и «конюхов». (У каждого ребёнка «конюха» - вожжи-скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок». По следующему указанию дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят на бег так, чтобы не мешать друг другу под музыку «Моя лошадка» А. Гречанинова. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. Дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в беге и ходьбе). - Поиграли, побегали, а теперь садимся слушать сказку. (Включаю запись первой части сказки на диске.) Понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.
Дети: Иван, братья, Конёк, царь.
Воспитатель: Какими были братья?
Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т. д.
Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?
Дети: Ему подарила кобылица.
Воспитатель: Она ему подарила только конька?
Дети: Нет, ещё трёх коней.
Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони (Ответы детей.)
- Чем закончилась сказка?
- А с чего всё началось в этой сказке?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
(Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.) Мы с вами познакомились с волшебным коньком, хотите поиграть пальчиками в «лошадки»?
Дети: Да. (Пальчики «скачут» как лошадки по коленям под музыку В. Шаинского «Облака».)
Воспитатель: Ребята, а может вы хотите разыграть какую-нибудь сценку из сказки (Дети выбирают понравившийся отрывок, распределяют роли. Драматизация.) Как хорошо у вас получилось, а главное вы всё правильно запомнили. Теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня?
- С каким писателем мы познакомились?
- Что больше всего запомнилось?
- Сейчас нам уже пора на прогулку, но если вы захотите, мы с вами можем вечером послушать продолжение этой чудесной сказки.