Елена Кузьмина
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя семья»
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Развитие компонентов устной речи детей; Упражнять детей в умении использовать в речи глаголы, прилагательные; Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Пополнение словарного запаса детей (родственник, хозяйственная, заботливый)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
«Физическое развитие» совершенствовать координацию речи и движений.
Коррекционно-развивающие: Развивать логическое мышление, память.
Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье
Воспитывать уважительное отношение к труду членов семьи.
Задачи в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие» Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
Оборудование: Презентация «Семейный фотоальбом», семейные альбомы детей, предметы для ролевой игры «Семья» (пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др., эмблемы с изображением бабушки, дедушки, брата, мамы, папы, сестры.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей»
2. Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3. Чтение художественной литературы: А. Яковлев «Мама», К. Ушинский «Петушок с семьей», 4. Разучивание загадок и стихов о семье.
5. Игровые ситуации «Мамины помощники», "Строим дом на даче", "Большая стирка"
6. Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку", "Кто что делает?"
7. Пальчиковые игры «Моя семья», «Дом».
Ход занятия:
Организационно-мотивационный этап.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на столе?
Дети: Фотоальбом.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужен фотоальбом?
Дети: Чтобы хранить фотографии.
Воспитатель: а чьи фотографии хранятся в альбоме?
Дети: мамы, папы, детей, родственников.
Воспитатель: Правильно, в альбоме хранятся фотографии семьи, родственников. А кто такие родственники?
Воспитатель: Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Наверное, тот кто потерял этот альбом, очень переживает. Ведь он потерял фотографии родных ему людей. Что же нам делать?
Дети: Вернуть владельцу
Воспитатель: Ребята, а как же нам узнать, чей это фотоальбом?
Дети: посмотреть фотографии и по ним узнать. Давайте посмотрим фотографии в этом альбоме и поговорим о людях, чьи фотографии есть в этом фотоальбоме.
Содержательный этап
1 страница-МАМА
Воспитатель: Как думаете, чья фотография на 1 странице?
Дети: Мамы
(открывается первая страница альбома, на экране появляется фото мамы)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
Возьмите по одной картинке и назовите его маму.
(Дети составляют предложение.
У зайчонка мама … (зайчиха).
У лисенка мама … (лиса).
У волчонка мама … (волчица).
У медвежонка мама … (медведица).
У бельчонка мама … (белка).
У утенка мама … (утка).
У цыпленка … (курица).
У поросенка … (свинья).
У теленка (корова).
У жеребенка … (лошадь).
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: А как ласково вы называете своих мам?
Дети: Мамуля, мамочка, мамулечка
Воспитатель: Посмотрим дальше на фотографии и вы мне скажете, что делает мама.
На экране картинки, на которых мама выполняет различные трудовые действия, дети их называют: мама моет посуду, мама варит кашу, мама вытирает пыль и т. д.
Воспитатель: У мамы много дел, и она все успевает, как будто у мамы много рук, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел. Повторим все вместе-хозяйственная
-Чтобы мама не уставала, что надо делать всем членам семьи?
-А как вы помогаете своим мамам?
Переворачиваем альбом и смотрим чья же фотография на ней изображена.
2 страница-ПАПА
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Ну конечно это…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(На экране появляется лицо папы)
-Давайте посмотрим, что папа делает
На экране картинки, на которых папа выполняет различные трудовые действия, дети их называют: папа рубит дрова,, папа копает землю, и т. д.)
Воспитатель: папа выполняет тяжелую работу, потому что он мужчина. Думаю, что наши мальчики помогают папам выполнять мужские дела. У меня есть молоток, мальчики будут бить молоточком и на каждый удар говорить какой у него папа.
Дети: сильный, смелый, красивый, умный, веселый, умелый, заботливый, работящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много хороших слов вы подобрали для папы.
А ещё хочется, чтобы в семье все были сильными и здоровыми как папа, а для этого нужно заниматься зарядкой.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку, каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Посмотрим следующую страницу
3 страница-БАБУШКА
(На экране фото бабушки)
Воспитатель: А кто такая бабушка? (Это мама вашей мамы или папы)
А что любит делать бабушка? (Готовить, шить, вязать) Я знаю, что бабушки любят печь блины. Давайте поможем бабушке испечь блины. У меня сковородка, вы должны положить блин на сковородку при этом назвать, какая у вас бабушка? (добрая, ласковая, заботливая, седая)
-А как ласково назвать бабушку?
4 страница-ДЕДУШКА
(На экране фото дедушки)
-Кто это? Кого называет душкой? (папа нашей мамы или папы)
-Как ласково вы называете дедушку?
-Ребята, а кто еще есть у вас в семье? (брат, сестра, братишка, сестренка)
Брат и сестра это дети, которые старше вас, а братишка и сестренка младше.
Игра «Кто что делает»
Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает: Рома, кто ты? (Я - папа)
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?
Воспитатель даёт пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
Какой предмет выбрал дедушка?
Чем занялась бы дочка?
Зачем папе молоток?
Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.
Воспитатель. Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья.
Давайте откроем последнюю страницу нашего фотоальбома, может тогда мы узнаем, кому принадлежит этот альбом.
5 страница –МАША
(На экране появилась фотография Маши из мультфильма «Маша и медведь»)
-Ребята теперь вы догадались, кому принадлежит этот альбом?
-Как мы можем передать ей ее альбом? (отправить по почте)
(Воспитатель кладет альбом в коробку)
-Мы отправим Машеньке ее альбом, я думаю, она будет рада, что нашлась ее пропажа.
Оценочно-рефлексивный.
-А давайте, отправим Маше на память наши фотографии.
-У вас на рабочем месте лежат шаблоны, но они без эмоций.
-Предлагаю, если вы сегодня справились со всеми заданиями – нарисовать улыбку на лице, если на занятии у вас не все получилось - нарисовать грустный смайлик. Дети показывают смайлики и объясняют, почему нарисовали это настроение.
-А вам понравилась Машина семья?
-А теперь давайте, скажем пожелания своей семье, какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Я хочу, чтобы моя семья была…. дружная, здоровая, веселая, крепкая.
- Я тоже хочу, чтобы у вас были дружные, крепкие семьи. А вы в свою очередь, не забывайте радовать своих близких хорошими поступками.