Светлана Рыбакова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Экскурсия в музей народных промыслов»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
на тему «Экскурсия в музей народных промыслов».
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Экскурсия в музей народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
-Создать у детей радостное настроение.
Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход занятия:
1. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто спрятался в этой коробке.
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы… (матрёшки).
Правильно, это матрешка. Рассмотрите матрешку. Какая она? (расписная, красивая, и т. д.).
Матрешка сделана из дерева – значит, она, какая? (деревянная).
Давайте откроем её, что вы видите внутри? (еще одну матрёшечку). А вторая матрешка такого же размера? А цвета?
(Вынимаем всех матрешек, ставим рядом, рассматриваем).
Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы поменьше.
Эту игрушку считают самым известным и популярным русским сувениром.
Давайте станцуем с матрешкой.
(проводится разминка Танец – песня «Мы матрешки – вот такие крошки»).
- Матрешка привела нас в музей народных промыслов. Усаживайтесь поудобнее, начинаем экскурсию.
2. - Об этом экспонате вы узнаете, если снова загадку отгадаете:
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).
Рассмотрите, какой он? (Большой, пузатый, блестящий, металлический). Для чего нужен был самовар?
Для растопки самовара использовали щепки или сосновые шишки: прогорают быстро, но придают чаю приятный вкус и аромат. Самовары изготавливали в Туле тульские умельцы, и самовары прозвали Тульскими.
Тульский самовар — один из символов России.
3. - Из чего пью чай? У всех дома есть посуда? Из чего делают посуду?
Посуду делают из разных материалов. Глиняную посуду делают из чего? (из глины, пластиковую … (из пластика, фарфоровую … (из фарфора).
А бывает деревянная посуда? Из чего её делают?
Деревянная посуда в старину на Руси была у всех. А изготавливали её мастера деревянных промыслов.
Вновь загадку отгадайте, про предмет этот многое узнаете.
Не лопата, не совок,
Что захватит - то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка).
Представление следующего экспоната – ложки.
-Русские умельцы ложку из дерева сделать могли, и расписать её яркими красками. Расписали ложку по золотому фону красным, зеленым и черным цветом. Придумали такими цветами расписывать посуду в старинном селе Хохлома, отсюда и название её – Хохломская роспись.
Рассматривание расписных изделий Хохломы - ложки, чашки.
Ребята, посмотрите, какие узоры на ложке.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома).
- А еще на Руси ложками не только ели, но и использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.
Ребята, давайте немножко поиграем на ложках.
Танец-игра «Ложки расписные»
1. Приготовили ладошки, (показываем и вертим ложками)
А в ладошках - чудо ложки.
Ручки озорные,
Ложки расписные
Припев:
Тук-тук, перестук,
Покатился звонкий стук!
Тук-тук, перестук.
Покатился звонкий стук! (стучат в ложки)
Проигрыш: кружение вокруг себя
2. Мы стучать в них не устали, (выставление ноги на пятку с игрой на ложках)
Даже ножки заплясали.
Ножки озорные,
Ложки расписные!
Припев тот же:
3. Прыгать мы умеем ловко, (прыжки на 2-х ногах).
Пляшут ложки над головкой.
Ложки расписные,
Детки озорные!
Припев тот же:
4. Что-то мы плясать устали,
Даже ложки замолчали.
Спрячем их за спинку,
Сделаем ’пружинку’ (прячут ложки).
Припев на слог ’Ля’ (выполняют ’пружинку’)
5. Ложки вверх подняли дружно,
Поклониться всем нам нужно,
Вот как вас мы удивили,
Вот как вас повеселили! (поклоны)
Припев:
Тук-тук, раз – два - раз,
Наш закончен перепляс!
Тук-тук, раз – два - раз,
Постарались мы для вас!
4. – В старину на Руси дети очень любили играть. Но игрушки в магазинах им не покупали, а изготавливали игрушки мастера. О какой игрушке идет речь?
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают,
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят. (Свистульки).
Как вы думаете, из чего она сделана? (из глины). Значит, она, какая? (глиняная). Часто свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Эта свистулька сделана в виде кого? (в виде птички). Послушайте, как она звучит.
Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Дымковские игрушки разные – это и барыни, индюки, всадники, олени. Их лепят из глины в селе Дымково, а потом яркими красками раскрашивают. Считалось, что дымковские игрушки оберегают дом, семью. Дети очень любили глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
5. - В нашем музее в особом ларчике есть еще несколько экспонатов.
О ком это?
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (кукла)
Рассматривание кукол – пеленашек.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво, фартук и поясок поверх рубахи, платочки. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Рассматривание кукол: барыня, малышок – голышок, полено, куклы – неразлучники.
6. - Ребята, давайте вспомним, какие предметы вы сегодня видели в нашем музее? А кто их изготовил? (мастера). О каких народных промыслах вы узнали?
(Матрешка, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка).
- Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек - из дерева, Дымковские игрушки - из глины, Хохлому - из дерева, Гжель - из глины).
- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают яркими, разнообразными красками.
Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет,
Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).
А вам понравились куклы – пеленашки? Хотите научиться их делать? Завтра мы с вами изготовим таких кукол.
А сейчас наш музей закрывается. Все экспонаты с вами прощаются.