марина орлова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: образовательная деятельность - коммуникативная; закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить представление детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни;
- обучать правильным постановкам фраз при рассказе, учить детей отвечать полным предложением, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, воспитывать любовь к русским народным сказкам, работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; образовывать прилагательные, существительные (названия детенышей в един. и мн. числе).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивающие:
- развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации;
3. Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Методы и приемы:
- практические: предварительная работа с дидактическими играми: «Кто где живет?», «Чей листочек?»;
- наглядные: рассматривание тематических альбомов: «Дикие животные»;
- словесные: разбор ситуаций, чтение художественной литературы («Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк»).
Материал: проектор, показ фото с животными и природой, конверт, вырезные листья, корзинка.
Ход занятия.
В: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить про осень. Отгадайте мою загадку: «Перестали птички петь, солнце плохо греет, и на улице теперь стало холоднее. Дождик часто поливает. А когда это бывает?»
Дети : ответы детей.
В: Молодцы. Кто помнит осенние месяцы?
Дети: ответы детей.
В: Ребята, я сегодня утром пришла в группу, а на столе у меня лежит письмо от лесных жителей. Они приглашают нас в осенний лес, показать какой он красивый. Хотите оказаться в осеннем лесу в гостях у лесных жителей?
Дети: да!
В: но как мы туда попадем? Нам нужно проговорить волшебные слова:
Физ. минутка
«По тропинке в лес пойдем…»
По тропинке в лес пойдем (Дети шагают)
Лужу мимо обойдем (Обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек (Перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево (Смотрят налево)
Посмотрели мы направо (Смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (Смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (Удивляются, разводят руки в сторону)
Показ слайда №1. Картинка с изображением “ Осенний лес”.
В: Ах, какое волшебство! Мы оказались в осеннем лесу! Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети: не шуметь, не уходить одному, не ломать ветки деревьев, не рушить муравейники.
Но что-то очень тихо в осеннем лесу, чем-то заняты лесные жители. Давайте вспомним приметы осени. Кого коснусь осенним листочком, тот и отвечает. Только говорим полным предложением, н-р: осенью травка пожелтела.
Дети:
• На улице стало холодно
• Солнце светит мало, прячется за тучи
• Tучи на небе серые, темные, синие
• Часто идет дождь
• На дорогах лужи
• Листочки опадают с деревьев
• Листопад на улице
• Деревья стоят голые
• Травка пожелтела
• Птицы улетают в теплые края
• Звери готовятся к зиме
В: молодцы. Вы не забыли, кто нас пригласил в гости в осенний лес?
Дети: ответы.
В: А давайте вспомним некоторых лесных жителей. Я загадываю, вы отгадываете.
Вперевалку зверь идёт,
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети: ответы.
Показ слайда № 3 (фото медведя). Ребята, как называется детеныш медведицы? А если их много?
Дети: ответы.
Показ слайда № 4 (контур лисы) Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвостом заметает.
А как её зовут, кто знает?
Дети: ответы.
Показ слайда № 5 (фото лисы). Ребята, как называется детеныш лисицы? А если их много?
Дети: ответы.
Показ слайда № 6 (контур белки) С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда осенью в лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.
Дети: ответы.
Показ слайда № 7. (фото белки). Ребята, как называется детеныш белки? А если их много?
Показ слайда № 8 (контур ежа) В густом лесу под ёлками,
Осыпанном листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Дети: ответы.
Показ слайда № 9 (фото ежа). Ребята, как называется детеныш ежихи? А если их много?
Дети: ответы.
В: Как здорово вы умеете отгадывать загадки!А кого мы еще не назвали? Давайте вспомним.
Дети: волк, заяц, лось…
В: а одним словом как можно назвать?
Дети: дикие.
В: а как готовятся к зиме лесные жители?
Дети: собирают грибы, шишки, ягоды, желуди, мех меняют, медведь жир копит.
Физ. минутка.
В: ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер (звук “у” проговариваем) – полетели. (побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели. (покружились, побежали)
И на землю снова сели. (присели)
Показ слайда № 10 (картинка с листочками в сопровождении шума ветра).
В: Ребята, посмотрите и послушайте, какой поднялся ветер в лесу и как много листочков он поднял ввысь. А как можно еще сказать, когда опадают листья с деревьев? (листопад). А они все разные, и по цвету разные, и по форме разные. - Ребята, давайте вместе поиграем.
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья деревьев. Воспитатель с детьми проговаривают слова и выполняют движения
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Дети берутся за руки и идут по кругу
Ветер дует, задувает,
С веточек листы сдувает.
Дети поднимают руки вверх и качают ими
Из стороны в сторону
Листья по ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Дети разбегаются из стороны в сторону,
Кружатся и приседают
Ну, а мы гулять пойдём
И листочки соберём.
Ребята, с какого дерева упал этот листочек?
Дети: с дуба.
В: значит, он какой? Дубовый.
Дубовый листочек, лети ко мне в корзинку.
Дети собирают только дубовые листочки
В: ребята, а этот листочек с какого дерева упал?
Дети: с клена. Кленовый листочек.
- Кленовый листочек, лети ко мне в корзинку.
Дети собирают только кленовые листочки
В: а этот с какого дерева упал?
Дети: с березы. Березовый листочек.
- Берёзовый листочек, лети ко мне в корзинку.
Дети собирают только берёзовые листочки
В: Ребята, мы с вами знаем много сказок о лисе и зайце. Назовите их.
Дети: “«Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса, заяц и петух»…
Воспитатель: А давайте придумаем свою сказку.
(Воспитатель начинает рассказывать; побуждая детей заканчивать предложения. На экране появляются слайды, помогающие детям рассказывать сказку вместе с воспитателем.)
Как-то раз решила лиса зайца (поймать, съесть, напугать).
Слайд № 11 Притаилась она (за кустиком и ждет).
Слайд № 12
Слайд №13
Вдруг видит (сидит на травке зайчик).
Слайд № 14
Она хотела (на него наброситься,
Слайд №15
но ничего у нее… (не вышло, не получилось). Ее рыжий пушистый (хвост зацепился за пенек).
Слайд № 16
Лиса стала сердиться. Она громко (рычала).
Слайд №17
Зайчик услышал все это и (убежал).
Воспитатель: Как же назвать нашу новую сказку?
Дети: «Злая лиса», «Пенек», «Лиса и заяц»….
В: как хорошо вы справились с заданием! Ой, слышите шум дождя?
Показ слайда № 18. (картинка с шумом дождя).
Кажется, погода портится и нам пора возвращаться в группу. А для этого надо снова проговорить волшебные слова: “все ребята покружились, и в группу возвратились!”
В: ребята, где мы с вами сегодня были? Каких лесных жителей видели? Какие листочки собрали? Вам понравилось?
В конце занятия раздать детям раскраски с изображением лесных животных и предложить раскрасить их в свободное время в группе или дома.