олеся безносова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель:
Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных нашего леса.
Задачи:
-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей ;
-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему;
Ход:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
— Утром сегодня по телевизору передали срочную новость.
Посмотрите дети из Африки обращаются к детям России
«Здравствуйте! Обращаются к вам ребята из Африки!
Мы живем в стране, где круглый год лето. И нам очень хочется узнать, что такое зима? Какие у вас есть дикие животные и как они выживают в холодную зимнюю пору?»
В. : — Ребята, кто нам написал? (дети из Африки)
— О чем они нас просят?
— Мы расскажем детям о диких животных и тоже отправим им фотографии.
— Где же дикие животные?
— Как мы туда попадем? (Ответы)
— На каком транспорте мы поедем?
- Я предлагаю поехать на поезде.
(дети встают друг за другом, цепляясь за спину)
(Двигаемся под музыку паровозика. Подъезжаем к экрану, на котором слайды зимнего леса. Дети садятся на стулья)
- Вот мы и приехали в лес
— Для начала вспомним правила поведения в лесу. (Говорить тихо, не ломать деревья, не разжигать костров, не подходить к жилищам животных и птиц)
— Давайте присядем на пенечки.
В. : Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит!
— О чем это стихотворение?
— Какое сейчас время года?
— Вы любите лес?
Игра «Опиши красоту природы»
У меня в руках снежинка. У кого в руках окажется снежинка, тот скажет красивое слово. Как выглядит зимний лес, какой он? Например: Лес – волшебный. (таинственный, заснеженный, белый, пушистый, укрытый снегом, красивый, большой, густой)
— Кто живет в лесу? (медведь, лиса, мыши, рысь, еж, заяц и т. д.)
— Как одним словом называем этих животных? (дикими)
— Почему они так называются? (сами добывают себе еду, строят свои жилища, выкармливают детенышей).
— Какие звери спрятались в нашем лесу? (рассматривают картинку, отвечают)
В. Вот и рассказали африканским детям о нашей зиме. Положим в конверт фотографию зимнего леса.
— Ребята, дальше мы пойдем пешком, чтобы не шуметь. (Идем к опушке лесной).
— Ой, что это? (на полу лежит заячий хвостик)
— Как он тут оказался? (дети придумывают варианты)
Описание заячьего хвостика.
— Хотите потрогать? Какая шерсть у зайчика?
(детям предлагается потрогать и рассказать о мехе зайца)
-Оставим его здесь, чтобы зайчик забрал свой хвостик, когда мы уйдем.
В. : Мы очутились на лесной полянке.
— Что вы здесь видите? (Мы видим звериные следы)
-Да, пока мы лесом любовались, здесь звери пробегали.
Обсуждение
Работа по подгруппам.
1 подгруппа : «Чьи это следы?»
2 - 3 ребенка – 1 карточка.
Ребята, перед вами следы, подумайте, чьи они и подберите картинку животного положите ее рядом. Каждая группа дает свой ответ, если затрудняется, то помогают другие дети. Одна карточка лишняя – корова – домашнее животное.
— Здесь прыгал заяц, и остались заячьи следы.
— Тут пробегала лиса, она ловила мышку. У лисы – лисьи следы.
— Пробирался лось на своих длинных ногах и оставил лосиные следы.
— Рыскал волк по лесу и оставил волчьи следы.
— Прыгала белочка и оставила беличий след.
2 подгруппа : «Где чей детёныш?»
В. : Умницы, здорово справились с лесной задачкой. Вы очень хорошо разбираетесь в звериных следах.
Покажем детям эти следы и детёнышей?. Возьмем фото с собой. (воспитатель кладет в конверт)
(Слышится отдаленные звуки волчьей стаи).
В. : Вы это тоже слышали? Чей это голос? О чем они говорят, как вы думаете?
-Правильно. Волки предупреждают диких животных леса о возможной опасности и просят всех спрятаться.
Беседа о правилах поведения при встречи с диким зверем
— Подойдите все ко мне, встанем в кучку.
— Вы знаете как вести себя при встрече с дикими зверями.
Не паникуйте и не делайте резких движений. Так что постарайтесь замереть на месте. А потом медленно отходите назад, не делая резких движений.
Но знаете. Дикие животные очень миролюбивые. И не хотят причинить нам вред. А иногда даже и помогают одиноким путникам.
(на экране фото дома лесника)
В. Ой, мы наткнулись на чью то сторожку в самой чаще леса. Кто же здесь живет? (ответы)
— Постучим. Никого, зайдем. Садитесь, отогреемся.
Есть такое правило, что любой человек может войти в дом лесника, чтобы согреться, отдохнуть. Дом не закрывают на замок.
— Вы знаете, кто такой лесник? (На экране фото лесника с животными.) (Ответы детей)
— Лесник или егерь – это профессия человека, который следит за животными. Лечит, их если поранились, кормит в сильные морозы.
— Что делает этот лесник? Чем он собирается угостить животных?
— Каким должен быть лесник? (добрый, заботливый, умный, внимательный)
— Кто из вас хочет стать лесником? Молодцы, подрастете и станете.
— Я под столом вижу корзинку. Что же в ней? (шишки)
— Для кого их приготовил лесник? (для белки)
— Давайте с ними поиграем. (дети достают из корзинки шишки)
Пальчиковая гимнастика с шишками
Отыскали мальчики Смотрят вдаль, руки у лба
Отыскали девочки То же
Шишечки шершавые Катают в ладонях
Для голодной белочки То же
Обменялись шишками Передают друг другу
Обменялись девочки Передают обратно
И сложили в кузовок Складывают в корзинку
Отнесли их белочке Воспитатель ставит корзинку под стол
— Смотрите, какой интересный куб, на нем фотографии диких животных.
— Давайте поиграем. Будем переворачивать куб, какое животное выпадет, о том составим рассказ по схеме.
Описание животного по схеме. 3-4 ребенка.
Например:
1. Медведь – это дикое животное.
2. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы и маленький хвост.
3. Тело покрыто густой шерстью и имеет коричневый окрас.
4. Медведь живет в лесу, далеко от людей.
5. Он кушает все: ягоды, траву, рыбу, мясо.
6. Для людей важен его мех.
— Возьмем фотографию лесника для детей.
В. : Все согрелись, пора отправляться домой, уже темнеет.
— Закроем двери.
Физминутка
Зимним деньком, лесной дорожкой, Идут по кругу
Дикие звери шли друг за дружкой.
За мамой – лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой – лисицей крался лисенок. Идут, крадучись.
За мамой – ежихой катился ежонок. Бегут на носочках, руки перед грудью.
За мамой – медведицей шел медвежонок. Идут вперевалку.
За мамою – белкой скакали бельчата. Прыгают
За мамой – зайчихой – косые зайчата. Скачут, сделав «ушки» на макушке.
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и детки прогуляться хотят. Останавливаются.
-Вот мы и попали в детский сад.
— Посмотрите, нам звери сюрприз приготовили. Картинки с жилищами диких животных. Давайте им поможем попасть в свое жилище.
(дети стоя проводят линии от животных к их жилищам)
— Дети, посмотрите на картинку: догадайтесь, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?
— Это нора. В ней живет лиса.
— Это берлога. В ней живет медведь.
— Это дупло. В нем живет белка.
— Это куст. Под ним прячется заяц.
— Это логово. В нем живет волк.
— Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.
(дети убирают карандаши, приносят свои работы воспитателю)
Эти картинки мы тоже отправим нашим друзьям.
Рефлексия.
В. : — Вам понравилось наша прогулка?
— Что нового вы сегодня узнали?
— Расскажете дома о своем путешествии своим близким?
— Давайте вспомним, какие фотографии мы пошлем? (показ иллюстраций)
— Я пойду домой и отправлю это письмо по почте африканским детям.
— у нас еще сюрприз, в сугробе что то лежит. Тут орешки в коробочке. Угощайтесь дети и гости. Подарок от белки из леса.
— Спасибо большое! До свидания!