Ирина Колесник
Конспект НОД в средней группе по развитию речи с элементами игры «Лесная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Лесная прогулка
Программные задачи:
Образовательные: Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.
Развивающие: Развивать речь детей. Активизировать и обогащать словарь детей.
Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по развитию речи с элементами игры „Лесная прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Материал: мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка, лисенок, предметные картинки: гриб, лист, жук, ветка, куст, ягода, дождь; насекомые – бабочка, комар, пчела, муха, жук; деревья- береза, каштан, клен, дуб – деревья; мяч, воздушный шарик.
Предварительная работа: Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, насекомых, овощей, фруктов Беседы об осени. Чтение художественной литературы об осени.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
В группу влетает шарик с осенними листиками: березовый, кленовый, дубовый, рябиновый. Воспитатель или кто-то из детей, обращает внимание.
В: Шарик! (рассматривают шарик и видят, что шарик с листочками)
В: Какие красивые листочки! Какого они цвета?
Дети: желтый, красный, оранжевый, бордовый.
В: Т. е они какие?
Дети: Разного цвета.
В: А почему они такие? Они же летом были все одинакового зеленого цвета.
Дети: Это осень их раскрасила.
В: Как вы думаете, они все с одного дерева или с разных?
Дети: С разных.
В: Почему?
Дети: Потому что они разные по форме.
В: Этот листочек с какого дерева?
Дети: С березы.
В: Значит он какой?
Дети: Березовый.
В: Этот листочек с клена, значит он какой?
Дети: Кленовый.
В: Этот листочек с рябины, значит он какой?
Дети: Рябиновый.
В: Этот листочек с дуба, значит он какой?
Дети: Дубовый.
(Воспитатель собирает букет из листиков)
В: Красивый букет. Но мне кажется он маленький для нашей вазы. Где же можно набрать много листьев?
Дети: В лесу.
В: Тогда в путь! Отправимся в лес, чтобы набрать красивый осенний букет
Поворачиваются друг за другом и шагают по тропинке
В: -Друг за другом дружно встали
По тропинке зашагали!
Мы в осенний лес придем
Много листьев наберем!
В: Вот мы и пришли с вами в лес!
(Осматриваются, раздается шорох)
В: Что это, кто это шуршит?
(Подходят к первому дереву, видят лисичку)
Лисичка: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Кто я?
(Ответы)
Лисичка: А что вы делаете в лесу?
В: Мы пришли набрать много разных листочков для букета. Не подаришь ли нам листочек?
Лисичка: Чтоб листочек вам отдать, предлагаю поиграть.
В: Поиграем?
Игра называется «Назови ласково»
Цель: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ек-,-ик-,-ок-).
Ход игры:
Лисичка показывает карточки, называет слово, дети с помощью подстановки суффиксов называют ласково.
Лисичка: Подберите ласковое словечко гриб – грибочек (показывает карточки)
Лист-листочек, жук-жучок, ветка – веточка, куст-кустик, ягода – ягодка, дождь – дождик.
Лисичка: Какие вы молодцы! Для всех ласковое словечко подобрали. Вот вам листочки от меня (Поднимает, отдает)
В: Спасибо лисичка за игру и за листочки. Нам пора дальше идти. До свидания!
Лисичка: До свидания!
Поворачиваются друг за другом и шагают по тропинке.
-Друг за другом дружно встали
По тропинке зашагали!
Мы в осенний лес придем
Много листьев наберем!
В: Смотрите, а вот белочка! Здравствуй белочка!
Белочка: Здравствуйте, ребята! Что вы делаете в лесу?
(Ответы детей)
В: Белочка, не подаришь нам листочки с дерева?
Белочка: А вы поиграйте со мной, потом я листики дам.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением насекомых, овощей, деревьев, фруктов.
Ход игры:
На доске висят картинки (4 ряда). Воспитатель открывает первый ряд, дети называют, что изображено на картинках.
Белочка: Есть картинки у меня. Попробуйте назвать одним словом, то что нарисовано на них. (Дети называют кто изображен на картинках, потом обобщают)
1. Бабочка, жук, пчела, муха – кто это? (насекомые)
2. Помидор, морковь, капуста, огурец - что это? (овощи)
3. Береза, дуб, рябина, клен - что это? (деревья)
4. Яблоко, груша, апельсин, банан – что это? (фрукты)
Белочка: Какие вы молодцы, ребята! Вот вам листики от меня.
(дает листочки, дети собирают их в корзинку)
В: Спасибо тебе Белочка за интересную игру и за листочки. Но нам пора в путь. До свиданья!
Белочка: До свидания!
В: -Друг за другом дружно встали
По тропинке зашагали!
Мы в осенний лес придем
Много листьев наберем!
В: Смотрите, ребята, нас еще кто-то ждет за деревом. Да это же зайчик! Здравствуй зайчик!
Зайчик: Здравствуйте ребята! Что вы делаете в лесу?
Дети: Мы пришли, чтобы набрать листочки для осеннего букета.
Зайчик: Я могу подарить вам свои листочки, но сначала поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Кто с кем?»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, навыков словообразования, развитие внимания, памяти.
Ход игры:
Зайка:
Ко мне в гости на полянку,
Звери шли в таком порядке: (дети идут в обход по залу).
За мамой-лосихой топал лосенок. (ходьба с притопом).
За мамой-лисицей крался…. лисенок. (ходьба на носках).
За мамой-медведицей шел…. медвежонок. (ходьба в перевалочку стопы).
За мамой- ежихой катился… ежонок. (ходьба в присяде).
За мамой-зайчихой – косые… зайчата. (прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
За мамой белкой бежали… бельчата. (бег на носках).
Волчица вела за собою… волчат. (ходьба широким шагом).
Все мамы и дети ко мне в гости хотят.
Зайка: Молодцы ребята! Вот вам от меня листочки. (Отдает листочки)
В: Спасибо зайчик за интересную игру и красивые листочки. А нам пора в путь. До свидания!
Зайчик: До свидания ребята!
Продолжают путь
-Друг за другом дружно встали
По тропинке зашагали!
Мы в осенний лес придем
Много листьев наберем!
В: Посмотрите, ребята, что это за комочек лежит под елочкой?
Ёжик: Вы меня узнали ребята? (ответы) А что вы делаете в лесу?
Дети: Собираем листочки для осеннего букета. Не подаришь свои листики? Ёжик: Я подарю вам листочки, вот только скучному мне одному поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Ёжик: Мы волшебники немного
Был один, а стало много.
Мячик в руки мы возьмем
И в игру играть начнем!
Я бросаю мячик и называю слово, например, Ване - один лист. Ваня бросает мне мяч и называет много листьев.
Гриб -грибов, шишка – шишек, дерево – деревьев, жук - жуков, ягода –ягод, птица – птиц, зверь – зверей, куст – кустов, ветка - веток, дорога –дорог.
Ёжик: Молодцы ребята! Вот вам листочки.
В: Спасибо тебе большое ежик за игру и листочки. До свидания!
Ёжик: До свидания ребята!
В: Ну вот, ребята, мы набрали полную корзиночку листочков, не пора ли нам возвращаться?
Друг за другом дружно встали
В детский сад мы зашагали.
Итог.
В: Можем мы собрать букет?
Дети: Да можем.
Собирают букет
В: Красивый букет у нас получился? И в вазочку нашу он хорошо уместился.
В: Кто же помогал нам набрать листочки?
Дети: Лисичка, белочка, зайчик, ёжик.
В: А вам понравилось со зверятами играть?
Дети: Понравилось.
В: Аня, с кем больше всего тебе понравилось играть?
(Ответ)
В: В какую игру мы играли с ….
(Ответы)
В: А с лисичкой кому понравилось играть?
(Ответы)
В: Красивый у нас букет! А что еще можно сделать с листочками?
Дети: нарисовать, поделки, аппликацию.
В: А еще можно потанцевать. Когда мы пойдем на музыкальное занятие, мы обязательно возьмем их с собой и потанцуем с ними.