Наталья Богданова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие компонентов устной речи детей; активизация, расширение, пополнение словарного запаса детей.
Задачи:
Образовательные
Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Развивающие
Развивать связную речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Формировать и активизировать словарь на тему «Животные и их детеныши».
На примере пальчиковой игры «Моя семья», научить детей показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
Воспитательные
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье
Предварительная работа:
1. Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей»
2. Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3. Чтение художественной литературы: А. Яковлев «Мама», К. Ушинский «Петушок с семьей», 4. Разучивание загадок и стихов о семье.
5. Игровые ситуации «Мамины помощники», "Строим дом на даче", "Большая стирка"
6. Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку", "Кто что делает?"
7. Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход занятия:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её надевают на руки.
Воспитатель: а зачем её надевают на руки?
Дети: Чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: а у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Ребята, а про что эта игра?
Дети: Про семью.
Воспитатель: Да, эта игра про семью. Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята всех членов семьи называют родственниками. Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья : мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья.
Ребята у меня есть силуэт ладошки, давайте на неё посмотрим.
(появляется ладошка)
У вас тоже есть ладошка. Посмотрите на неё и найдите самый маленький пальчик. Этот пальчик называется мизинчик. Он самый маленький, он малыш.
(На ладошке появляется лицо ребенка)
Посмотрите, на ладошке появился ребенок. Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Женя. А моя мама меня ласково называла Женечка. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, а как же вас называет ласково мама. А я вам приготовила волшебную шкатулку и сердечки. Возьмите одно сердечко посмотрите на него и вспомните, как же вас ласково называет мама.
Словесная игра «Назови ласково»
(каждый ребёнок называет себя ласково и кладёт в шкатулку сердечко)
Воспитатель: Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.
Ребята, давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Этот пальчик ребята без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама.
(прикрепить на ладошку лицо мамы)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У поросят … (свинья).
У теленка (корова).
У жеребенка … (лошадь).
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
А как ласково назвать маму (мама — мамулька, мамочка, мамулечка)
Физминутка «Семейная зарядка»
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головы вправо-влево)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: а теперь я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что умеет делать мама.
У мамы много дел, и она все успевает, как будто у мамы "много рук", мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел. Повторим все вместе - хозяйственная.
Чтобы мама не уставала, что нужно делать всем членам семьи?
Правильно, ребята, маме нужно помогать! А ваша помощь - убирать за собой игрушки, и делать то, что мама попросит.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадку.
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для тебя всегда герой,
Самый лучший.
Дети: Папа мой.
Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа.
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим на следующий пальчик. Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.
(на ладошке появляется лицо папы)
Воспитатель: что умеет делать папа.
Я буду показывать вам картинки, а вы будете говорить мне, что папа делает.
Папа выполняет тяжелую работу в семье, потому, что он мужчина. А мужчины -сильные, смелые, они не боятся трудностей.
Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! А теперь буду каждому кидать мячик, а вы будете называть папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
А как ласково назвать папу (папочка, папуля)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.
Воспитатель:
Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка. Посмотрите на ладошку.
(на ладошке появляется лицо бабушки)
Бабушка (какая) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;
Бабушка – (что делает) готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;
А как ласково назвать бабушку (бабуля)
Воспитатель: Давайте встанем в кружок и немного поиграем.
Устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)
Присела на порог. (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)
Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)
Подумала, поохала, (встают)
Потом тихонько встала, пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом) Искать внучка сначала.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу ладошку, у нас ещё один пальчик остался. Какой это пальчик.
Дети: Большой
Воспитатель: Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.
(на ладошке появляется лицо дедушки)
Дедушка (какой) старый, умный, седой, добрый;
Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин
А как ласково назвать деда (дедушка, дедуля)
Ребята, а кто ещё есть у вас в семье? (брат, сестра)
А как ласково назвать (братишка, братик, сестрёнка, сестричка)
Воспитатель: Вот посмотрите, у нас на ладошке получилась семья. А у каждой семьи есть свой дом.
И я вам предлагаю, ту перчатку, которую мы с вами нашли в начале занятия подарить нашей ладошке. Пусть у этой семьи будет свой дом.
Подведение итога занятия :
Давайте вспомним, про что мы сегодня говорили?
Дети: Про семью.
Упражнение «Пожелание своей семье»
Раздать деревья
- А теперь давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).
- Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
- Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.
(Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)