Марина Филиппенкова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Автор: Филиппенкова Марина Валерьевна
Организация: МБДОУ "Детский сад №31"Светлана"
Актуальность: Для развития речи ребё нка мы педагоги должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать деятельность ребёнка. Сами показывать образцы правильной речи, формировать у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого на данном занятие использую чистоговорки, скороговорки, загадки и организовываю звукоподражательные игры. Развивая речь детей, развиваю эмоциональное общение с ребёнком, мелкую моторику детей, провожу совместные игры, так же знакомлю с художественной литературой и разучиваю стихи, а моя речь является примером для подражания детям.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные.
Цель: активизировать и обобщать словарь по теме «Посуда».
Задачи:
- развивать связную речь;
- развивать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчиненных предложений со словами «для того, чтобы»);
- совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительными суффиксами, образование и употребление существительных в форме творительного падежа);
- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, пространственные представления, мышление;
- совершенствовать умение создавать выразительные игровые образы;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, речевое дыхание;
- развивать навыки общения, интерес к театрализованной деятельности;
- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Предварительная работа:
- Беседа «Путешествие в прошлое посуды».
- Рассматривание посуды, ее деталей, материалов, из которых она сделана.
- Разучивание физкультминутки «Мытье посуды»,пальчиковой игры «Раз, два, три, четыре…».
- Загадывание загадок о посуде.
- Игры «Какой, какая, какое, какие?», «Виды посуды», «Расставь посуду».
- Чтение художественной литературы:
К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», Братья Гримм «Горшочек каши», русские народные сказки «Лиса и журавль», «Три медведя»;
- презентация «Из истории деревянной посуды»;
- выставка посуды;
- экскурсия на кухню, в хозяйственный магазин.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной деятельности.
Оборудование:
- магнитная доска, набор картинок на магнитах;
- элементы костюмов к инсценировке: платок, юбка, шапочки с изображением предметов быта, орудий труда, посуды;
- таз, ведро с водой, ковш;
- наборы (в конвертах) разрезных картинок с изображением посуды по количеству детей;
- выставка посуды, изготовленной из разных материалов;
- выставка посуды : чайный сервиз, шумовка, дуршлаг, ковш, розетка для варенья.
Ход занятия:
Воспитатель читает отрывок из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» :
- Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
- Из какой сказки эти строки?
Ответы детей:
- Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель:
- Что произошло в сказке «Федорино горе»?
Дети:
- От Федоры убежала посуда.
Воспитатель:
- Только ли посуда сбежала от Федоры?
Дети:
- Нет, еще корыто, утюг, метла…
Воспитатель:
- Сейчас мы это уточним, какая посуда и что еще кроме посуды убежали от Федоры.
Проводится игра «Четвертый лишний» (набор картинок на магнитах).
Воспитатель:
- Убежали от Федоры тарелки, вилки, ложки, чашки… Почему же Федора бежала за посудой, просила ее вернуться?
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой- ой- ой! Ой- ой- ой!
Воротитеся домой!
Воспитатель:
- Для чего нужна посуда Федоре?
Проводится игра «Что для чего?»
Воспитатель:
- Для чего нужна кастрюля?
Дети:
- Кастрюля нужна для того, чтобы варить в ней суп, щи…
(Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи)
Воспитатель:
- Для чего нужна тарелка?
Дети:
- Тарелка нужна для того, чтобы есть из нее щи, суп, кашу…
Воспитатель:
- Почему же посуда убежала от Федоры?
Дети:
- Федора посуду не любила, не мыла, била ее.
Инсценировка главы сказки, в которой Федора просит посуду вернуться домой, а посуда и другие предметы быта принимают решение – вернуться.
Физминутка «Мытье посуды».
Воспитатель:
Повторяйте за мной слова и движения:
- Вы пойдите – ка немытые домой,
(Дети маршируют на месте).
- Я водою вас умою ключевой
(Дети имитируют процесс умывания лица водой).
- Я почищу вас песочком
(Дети трут кулаком о ладонь).
- Окачу вас кипяточком,
(Дети поднимают руки вверх).
- И вы будете опять
Словно солнышко сиять.
(Дети поднимают руки вверх, ладонями вперед, пальцы раздвинуты).
Воспитатель:
- Вернулась посуда к Федоре :
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Воспитатель:
- Скажите, дети, как Федора ласково называла посуду?
Проводится игра «Назови ласково».
- Чайник – чайничек, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка и т. д.
- Кроме немытой посуды у Федоры было много битой посуды.
Проводится игра «Склеим посуду» (целое из частей).
Воспитатель загадывает загадку:
- Голова в море,
А хвост – на заборе.
(ковш).
Воспитатель:
- А как вы думаете, дети, был ли у Федоры ковш? Для чего он был ей нужен?
Дети:
- Наливать воду из ведра в кастрюлю или чайник.
Проводится упражнение «Налей воду из ведра в таз ковшом».
Воспитатель:
- Вот так и Федора подготовила себе рабочее место и помыла посуду, потом, наверное, радовалась и говорила:
Раз, два, три, четыре –
(попеременно ударять кулаками друг о друга).
Я посуду перемыла;
(делать вращательные движения ладонями).
Чайник, чашку, кружку, ложку
И большую поварешку.
(поочередно соединить большой палец с остальными, начиная с указательного).
Проводится пальчиковая гимнастика с детьми.
- А теперь у Федоры порядок в доме:
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит
И как жар пыхтит…
Проводится упражнение на развитие речевого дыхания «Пых».
И. п. – основная стойка.
1 – слегка выпячивать живот, вдох носом;
2 – на выдохе, не раздувая щек, произносить: «Пых!» (как можно дольше).
Упражнение повторить 3- 4 раза.
Воспитатель:
- Самовар стоит на белой табуреточке, а мы будем накрывать на стол.
Проводится игра «Что с чем?» (набор картинок на магнитах).
Дети «накрывают» на стол (берут карточку с изображением супа в тарелке, чая в чашке, каши в горшке и др., прикрепляют к магнитной доске (стол) и говорят что с чем поставили на стол: «Я поставил тарелку с супом» и т. д.
Воспитатель хвалит детей за активное участие в играх.
Воспитатель:
- В течение нескольких дней мы с вами говорили о посуде, это – последнее занятие по этой теме. Что узнали и что запомнили вы о посуде?
Воспитатель выслушивает ответы детей и, если это необходимо, то задает вопросы:
- Из каких материалов делают посуду? (фарфор, металл, дерево, пластмасса, глина, стекло).
- Для чего предназначена посуда? (в ней варят еду, едят из нее, хранят в ней продукты).
- Что такое шумовка? (дуршлаг, розетка, ковш, сервиз). Для чего нужны эти предметы посуды?
- Как надо обращаться с посудой? (чистить, мыть, вытирать, ставить на месте, обращаться бережно, аккуратно).