Ольга Федюк
Конспект занятия по развитию речи «Транспорт» в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема занятия : «Транспорт»
Цель: Закрепление представлений о транспорте.
Задачи:
- расширение словарного запаса на тему: «Транспорт», закрепление навыка употребления сложных слов.
- закрепление знаний о профессиях, связанных с транспортом.
- закрепление в речи обобщающих понятий.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Транспорт“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- развитие интереса к особенностям и видам транспорта.
Методы и приемы:
- методы формирования сознания (фронтальная беседа);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые проблемные ситуации, развитие эмоциональной сферы)
- методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.
Конспект занятия
- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от ребят из Солнечного города. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте ребята, я Винтик, а я Шпунтик. Мы из солнечного города. Мы конструкторы – механики. Работаем над проектом нового автомобиля, но какого мы не знаем, потому что потеряли инструкцию по его сборки. Помогите нам вспомнить виды транспорта, может быть это поможет нам в работе»
- Поможем Винтику и Шпунтику?
- Давайте вспомним, где может двигаться транспорт? (автомагистраль, моря, железная дорога, небо)
-Так какие бывают виды транспорта?
- Бывает воздушный вид транспорта.
- Бывает водный вид транспорта.
- Бывает наземный вид транспорта.
- Бывает железнодорожный вид транспорта.
Игра: «Соотнеси транспорт»
-Какой транспорт мы можем отнести к наземному и почему?
-Машина (автобус, самосвал) едет по дороге - это наземный вид транспорта.
-К железнодорожному?
-Поезд (трамвай, электричка) едет по железной дороге - это железнодорожный вид транспорта.
-К водному?
-Корабль (лодка, катер) плывёт по воде это водный вид транспорта.
-К воздушному?
-Ракета (самолёт, вертолёт) летит в небе – это воздушный вид транспорта.
Игра: «Почему так называются?»
Почему так назвали?
Самолёт - сам летает.
Вездеход - везде ходит.
Паровоз - пар возит (с помощью пара работает).
Самосвал - сам сваливает груз.
Самокат - сам катится
Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.
Игра: «Кто чем управляет»
-Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?
-Кто управляет автобусом?
-Водитель управляет автобусом.
-Кто управляет самолётом?
-Самолётом управляет лётчик.
-Кто управляет поездом?
-Поездом управляет машинист.
-Кто управляет вертолётом?
Вертолётом управляет вертолётчик.
-Кто управляет кораблём?
-Кораблём управляет капитан.
-Кто управляет ракетой?
-Ракетой управляет космонавт.
- Ребята, Шпунтик и Винтик не могут разобраться в действиях видов транспорта. Назовите вид транспорта, изображённый на картинке, и его действие.
-Это автобус.
Автобус заезжает в гараж.
-Это автобус.
Автобус выезжает из гаража.
-Это самосвал.
Самосвал подъезжает к дому.
-Это самосвал.
Самосвал отъезжает от дома.
-Это грузовик.
Грузовик въезжает в гору.
-Это грузовик.
Грузовик съезжает с горы.
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами отдохнём и поедем на грузовике выполняя движения. (Воспитатель читает потешку, сопровождая речь анимированным мотоциклом. Дети повторяют текст и имитируют движения мотоцикла).
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до моста доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.
А теперь назовите слово. Сколько звуков гласных, согласных. Сколько слогов в слове.
-Это самосвал. В этом слове 8 звуков, 3 гласных звуков «а», 4 согласных: «с, м, в, л». Согласных звуков на один больше. Три слога 3 слога са- ма- свал. Прохлопать.
-Назови первый звук в этом слове?
-Первый звук в этом слове «с», он согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем чёрной фишкой.
-Какой звук стоит между звуками «с» и «м»?
Между звуками «с» и «м» стоит звук гласный звук «а», обозначаем его красной фишкой.
Другие слова разбираются по аналогии.
- Ребята, а теперь давайте составим рассказ – описание про грузовик:
(Это грузовик)
Он относится к наземному виду транспорта.
Состоит из частей. У него 4 колеса, кабина, мотор, кузов, 2 фары.
Сделан он из металла.
Этот грузовик зелёного цвета.
Грузовик работает с помощью бензина.
Он перевозит грузы. (кирпичи, песок, овощи, доски)
Водитель управляет грузовиком.
Мне нравится этот вид транспорта. Мой папа работает на грузовике. И один раз мы вместе с папой ездили на заправку).
(предлагается составить рассказ 2-му ребёнку).
- А к нам вновь обращаются Винтик и Шпунтик.
(Ребята, спасибо, вам за помощь! Вы нам помогли собрать из деталей грузовик. Он нам так необходим для перевозки овощей. В этом году мы собрали большой урожай огурцов! И за то, что вы нам помогли, мы вас угощаем).
- Вот угощенье, которое передали ребята из Солнечного города.
-Ребята чем мы сегодня занимались?
-Мы познакомились с Винтиком и Шпунтиком и помогли им собрать грузовик, отгадали загадку, работали по картинкам, определяли виды транспорта, выполняли звуковой анализ слов, составляли рассказ о грузовике.
-Что больше всего вам понравилось в нашей работе?
Конспект подготовил воспитатель подготовительной группы «Ромашка» : Федюк О. Н.