Анна Савина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна. Первые весенние цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна. Первые весенние цветы».
Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением).
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Ранняя весна, Первые весенние цветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Предметные картинки с изображением первых цветов, CD-проигрыватель с СD записью пьесы П. Чайковского «Подснежник», контейнер с фишками для звукового анализа, резиновый мяч среднего размера, изображение весенней поляны.
Предварительная работа. Прослушивание пьесы Чайковского «Подснежник», беседа о растениях, занесённых в Красную книгу, на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Ход занятия:
1. Организационный момент (слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Подснежник»).
Логопед включает отрывок из пьесы, приветствует детей.
- Ребята, проходите к стульчикам, садитесь и внимательно послушайте музыку.
(На магнитной доске картина с изображением поляны с подснежниками, на ковре закреплены подснежники. Логопед выключает музыку после нескольких минут звучания.)
- Ребята, как называется пьеса, которая сейчас звучала?
(Это пьеса Чайковского «Подснежник».)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
(Мы представляли себе, что мы попали на поляну, где растёт много подснежников.)
- Какой подснежник вы представляли?
(Нежный, хрупкий, изящный, с узкими, зелёными листиками и прекрасным белоснежным цветком.)
- Появление подснежников – это примета какого времени года?
(Это примета ранней весны.)
- О ранней весне и первых весенних цветах мы сегодня продолжим разговор.
2. Упражнение «Слушай внимательно». (Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).
- Итак, мы с вами попали на лесную поляну ранней весной. (Логопед обращает внимание детей на картину.)
- Но ребята, на поляне, кроме подснежников, растут ещё и другие цветы. (Логопед на липучки прикрепляет картинки других цветов на поляну.)
- А как вы думаете, почему?
(Потому что весной появляются другие весенние цветы. Это тоже примета весны.)
- Рассмотрите картинки, вспомните названия изображённых на них цветов.
- А теперь назовите и скажите, какого они цвета. Название цвета должно прозвучать ласково.
• Лиловенький крокус.
• Беленькая ветреница.
• Розовенькая медуница.
• Беленький подснежник.
• Синенький колокольчик.
• Жёлтенькая мать-и-мачеха.
- Отлично!
3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).
- Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?
(Солнышко.)
- А почему?
(Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.)
- Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны.
(Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.)
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.
- Следите за произношением звуков.
* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)
*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.
(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)
* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)
*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)
*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.
(Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.)
* Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.
(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)
- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.
4. Рассказывание стихотворений о весне. (Развитие общих речевых навыков)
- И в подтверждение того, что вы хорошо знаете приметы весны, расскажите небольшие отрывки их стихотворений.
- Следите за произношением звуков. Рассказывайте чётко и выразительно.
1 - й ребёнок.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А. Толстой
2 - ребёнок.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
И гонит со двора.
3 - ребёнок.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон, -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. Тютчев
4 - ребёнок.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка.
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Е. Баратынский
5 -ребёнок
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь.
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах тёплых крыш.
6 - ребёнок
Кругом вода журчит, сверкает.
Крик петухов звучит порой.
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает.
5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок». (Развитие общих речевых навыков, мелкой моторики)
- Ребята, вы сказали, что ранней весной птицы прилетают к нам.
- Вот и на нашу поляну прилетел дрозд.
(Логопед прикрепляет дрозда)
- Выйдем на поляну и выполним пальчиковую гимнастику «Дрозд-дроздок»
(Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать и сделать знакомое упражнение.)
Дружок ты мой, дрозд, Дети машут сложенными накрест
ладонями, как крыльями.
В крапинку хвост, Загибают по одному пальцу на обеих
Носик – остренький, руках на каждую строку.
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
Весной распеваются, вновь машут сложенными накрест
Зимой забываются. ладонями, как крыльями.
6. Штриховка. (Развитие мелкой моторики.)
- А теперь вам предстоит выполнить ещё одно весеннее задание.
- Подойдите к столу, сядьте на свои стульчики.
- Посмотрите, какой цветок вы сегодня будете штриховать?
(Крокус).
- Рассмотрите направление штрихов.
- Приступайте к работе, следите за посадкой. (Дети работают под пьесу «Подснежник».)
- Молодцы, аккуратно выполнили задание.
7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыков звукового анализа.)
- А теперь вернёмся на поляну, устроимся поудобнее.
- Повторите название весеннего цветка.
(картинка крокуса)
- Произнесите слово и выполните его звуковой анализ.
(1 ребёнок – называет все звуки в слове.
2 ребёнок – К – согл., тв., глух. ,
3 ребёнок – Р – согл., тв., зв. ,
4 ребёнок – О – гласн., ударный,
5 ребёнок – К – согл., тв., глух. ,
6 ребёнок – У – гласн., безуд. ,
7 ребёнок – С – согл., тв., глух.)
- А теперь выложите звуковую схему слова фишками.
- Сколько звуков?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Вы справились с трудным заданием.
- Сложите фишки в контейнер.
8. Упражнение «Пары слов» (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря по теме «Первые весенние цветы», развитие общей моторики.)
- А теперь на весенней поляне мы поиграем с мячом в игру «Пары слов».
- Будем бросать пары слов друг другу.
- Вы вспоминаете название цветка, которое начинается с последнего звука произнесённого мною названия.
Логопед Ребёнок
Подснежник - крокус
Прострел - ландыш
Нарцисс - сальвия
Тюльпан - ноготки
Ноготки - ирис
Василёк - колокольчик
- Молодцы!
9. Итог
- Ребята, вспомните задания, которые вы выполняли.
(Ласково называли цвет у цветов.)
Выбирали приметы осени.
Рассказывали стихотворения.
Выполняли пальчиковую гимнастику «Дрозд – дроздок».
Штриховали.
Составляли звуковую схему.
Играли в игру «Пары слов»)
- Назовите цветы, которые выросли на поляне весной.
- Какие это цветы?
(Первые весенние.)
- Ребята, вам весна сама подарила по одному цветочку. А вы знаете, что цветы – это часть природы и мы с вами на улице просто будем ими любоваться.