Ольга Афанасьева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Хлеб — наше богатство»
Цель: Учить детей внимательно слушать литературное произведение, понимать смысл прочитанного, пересказывать текст. Расширять представления детей о хлебе, его значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей связному, последовательному пересказу рассказа М. Глинской «Хлеб».
Развивающие :
Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.
Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».
Воспитательные:
Воспитание у детей уважения к хлебу, к труду людей, бережному отношению
Материалы и оборудование: Магнитная доска, предметные картинки, письмо от домовёнка Кузи, колоски, зерновые, хлеб.
Условные обозначения: Д – дети, В. - воспитатель, Пом. В. – помощник воспитателя.
Ход
1. Организационный момент:
В. - Ребята, сегодня у меня для вас есть необычная загадка.
«Что лежит в кастрюле?»
Закройте глаза, что вы чувствуете? Как догадались?
Д. подходят к В., Д. предлагают варианты ответов.
(Хлеб. По ароматному запаху. В. открывает крышку)
В. - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Садитесь на свои места.
2. Вводная часть (актуализация знаний) :
В. -Из чего пекут хлеб? Что ещё можно испечь из муки? (Д. Из муки.
Булочки, печенье, пряники, вафли, сушки, сухари и т. д.)
-А муку из чего делают (Д. Из зерна)
- Откуда берутся зёрна? (Д. Из колосков)
- Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их внимательно рассмотрим. (В. показывает детям колоски)
-Чем они похожи? Что у них есть? Если есть зёрна, значит они какие? (Д. Это растения, у них есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)
-Чем отличаются? Рассмотрите внимательно зёрна, колосок. (Д. Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
-Какой хлеб можно испечь из зёрен пшеницы (Д. Пшеничный, белый)
-Какой хлеб можно испечь из зёрен ржи? (Д. Ржаной, тёмный)
-Из каких зерновых ещё можно испечь хлеб? (Д. рис, греча, горох, овёс, кукуруза. При затруднении показать картинки)
Игра с мячом «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение» (Д. Рисовый, кукурузные, ячменная, овсяная и т. д. По одному вопросу каждому ребёнку.)
3. Основная часть:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. (Пом. В. приносит письмо)
Как вы думаете, кто его написал? (В. показывает конверт, обращает внимание на марку. Домовёнок Кузя. Читает письмо.)
«Дорогие ребята, сегодня я на улице нашёл хлеб, представляете, кто-то его выбросил. Разве так можно поступать? Прочитайте пожалуйста, этот рассказ, постарайтесь его запомнить и пересказать. У меня для вас есть сюрприз.»
-Сядьте, пожалуйста, правильно: спинки прямые, ножки рядышком.
- Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно означает (Д. Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.)
Чтение рассказа.
Беседа с показом опорных картинок. :
- О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать)
- Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу
Картинка №1)
- Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой)
-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю. Картинка №2)
-Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил)
- Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко)
-Почему Гриша заплакал? (Ему стало стыдно Картинка №3)
- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа)
-Как дальше поступил Гриша? (Гриша утёр слёзы и сказал, что съест сейчас этот хлеб)
- Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске
Картинка №4.)
- Что бы вы сделали, если бы у вас остался хлеб (Покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу)
Физминутка «Колосок»
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
- Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать. (В. повторно читает рассказ)
- Сейчас мы с вами будем пересказывать рассказ по цепочке. Каждый по одному предложению.
(Д. пересказывают. При затруднении В. обращает внимание на опорные картинки)
4. Заключительная часть:
- Ребята, какой рассказ прочитали? О чём?
Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.
Посмотрите, какой сюрприз приготовил домовёнок Кузя. (В. предлагает попробовать разные виды хлеба на второй завтрак)