Елена Корнева
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»
Цель: Познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Задачи:
Обучающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Ушинский К.Д.
- Темочки
1) Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.
2) Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
3) Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, через ознакомление со сказкой К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Развивающие :
1) Развивать интерес к театрализованной деятельности.
2) Продолжать учить пересказывать, используя в речи простые и сложные предложения.
3) Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
4) Развивать умение высказывать свое мнение.
5) Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание басни; понимать характер героев;
Воспитательные:
1) Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
развивать стремление быть внимательным к окружающим людям;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и загадок по теме.
Словарная работа: званый пир; куманёк; потчевала; не обессудь; окрошка; пава; и так, и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши, с ухмылкой, заманчивый.
Материал к занятию : Журавль и лиса (игрушки); кувшин с узким горлышком; блюдце; бумага; разноцветные бусины; геометрические фигуры, маски, опорные картинки.
Методы и приемы: игра на слуховое внимание, поисковые вопросы, ТРИЗ — творческое рассказывание (изменение концовки сказки, физкультминутка, игровые приемы, метод наглядности, музыкальное сопровождение, чтение сказки, ручной труд (изготовление поделок).
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Дети, ко мне утром подошел Петя из соседней группы, плачет, его обидел друг….
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как поступить Пете в этой ситуации?
Воспитатель: Поговорка «Злом отвечать на зло – плохо». Согласны?
Воспитатель: Ребята, скажите, почему так говорят: «Делай добро и тебе будет добро»?
Дети: Добрые дела делать хорошо, добро возвращается добром, а зло-злом.
2. «Открытие» нового знания.
Воспитатель: Дети, я вам сейчас раздам картинки, но у всех они будут разные. И вы попробуете загадать загадку или составить небольшой рассказ по этой картинке для своего соседа. А ваш сосед должен догадаться по описанию, кто это?
Воспитатель: Как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? А где бы они могли подружиться? (в сказке)
Дети: Нет, не могут. Только в сказке.
Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Я познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Выразительное чтение текста. (Сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова? Потчевать – угощать; не обессудь – извини, или: не суди строго; несолоно хлебавши – не получить того, что хотелось.
Беседа по сказке :
Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: «Как аукнется, так и откликнется»
Воспитатель: Кто ее написал?
Дети: Константин Дмитриевич Ушинский
Воспитатель: Как лиса в гости журавля приглашала?
Дети: Хотела подружиться, звала его сладким, хитрым голосом.
Воспитатель: Чем потчевала?
Дети: Наложила кашу в тарелку.
Воспитатель: Что журавль приготовил для кумушки?
Дети: Окрошку в кувшине с узким горлышком
Воспитатель: Чем закончилась дружба лисы и журавля?
Дети: Рассорились лиса и журавль.
Упражнение «Наоборот» (дети подбирают прилагательные-антонимы, характеризующие персонажей сказки)
У лисы ноги короткие, а у журавля (длинные)
У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка (короткая)
Кувшин глубокий, а тарелка (мелкая)
Журавль высокий, а лиса (низкая)
Лиса хитрая, а журавль (глупый)
Повторное чтение сказки с составлением мнемотаблицы. Выразительное проговаривание слов героев за воспитателем. Пересказ с опорой на мнемотаблицы.
Физкультминутка.
Норка лисоньки в земле, (показываем рукой вниз)
Спит хитрющая в тепле (изображаем, как спит лиса)
Рядом с ней лисята (ручки прижимаем к голове)
Два забавных брата (показываем два пальчика).
Только солнышко взойдёт (складываем ладошки, поднимаем руки вверх и
раскрываем ладони,
На охоту их ведёт, (дружно шагаем)
Рыжая плутовка, (изображаем лису)
В ловле есть сноровка (грозим пальцем).
Воспитатель: Дети, давайте придумаем новое название для сказки.
Дети: хитрая лиса и глупый журавль, месть, лживая дружба, кто кого перехитрил, не плюй в колодец)
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «нет друга - ищи, а нашел – береги»?
Воспитатель: Попробуйте объяснить пословицу: «как аукнется, так и откликнется»
Воспитатель: Вспомните и назовите другие пословицы о дружбе. Объясните их смысл? («Друзья на дороге не валяются», «Друга ищи, а найдёшь-береги», «Мягко стелет, да жестко спать»)
Упражнение. «Измените сказку»
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем подружить лису и журавля. Как это можно сделать?
Дети: Придумать другой конец в сказке.
Воспитатель: А что мы можем изменить в сказке?
Дети: У лисы и журавля будет удобная посуда, другое угощение.
3. Осмысление.
Воспитатель: Ребята, а вот если бы, вы были сказочными героями (лисой или журавлем, и к вам в гости пришел медведь. Как бы вы его встретили, чтобы не обидеть? А если придет зайчик? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нужно встречать гостей?
Воспитатель: Как вы умеете дружить?
Дети: Если кого-то пригласили в гости, нужно позаботиться, чтобы ему было удобно и интересно.
Предложить детям из пластилина, глины или соленого теста вылепить посуду для лисы и журавля.
Воспитатель: Скороговорка «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Скажите громко, тихо,
медленно, быстро.
Воспитатель: Дети, с какой сказкой мы с вами познакомились?
Воспитатель: Какие выводы можно сделать?
Дети: Дорожить дружбой.