Степанова Антонина Эдуардовна
Конспект занятия по развитию речи «Сочиняем сказку» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи "Сочиняем сказку" в старшей группе
Задачи: Учить детей выделять структуру повествования: начало, средняя часть, концовка. Развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний повествовательного типа. Формировать грамматический строй речи : умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, умение согласовывать существительные с прилагательными, умение образовывать прилагательные от существительных, умение подбирать антонимы. Развивать творческое воображение и мышление ребенка. Поддерживать интерес к художественной литературе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сочиняем сказку“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Материал. Книга с чистыми страницами, иллюстрации к ней с изображением сказочных героев, эпизодов из сказок. Подставка для книги. Коробка – в виде шкатулки в ярко красочной бумаге, письмо,мяч,угощение.
Ход занятия.
Воспитатель: Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети
Чудеса в них происходят
Люди к счастью путь находят
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
Все дети,маленькие и большие и даже взрослые,любят сказки!Ребята,а вы любите слушать или читать сказки,рассматривать яркие иллюстрации со сказочными героями?
Дети:Да!
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке
есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то… (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть веселье, то (весёлая);
- есть грусть, то (грустная);
- есть загадки, то… (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Давайте вспомним сказки и героев из сказок
Пальчиковая гимнастика «Мы пальчики считаем-героев сказок называем»
Будем пальчики считать, - сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем
Колобок – румяный бок, поочередно пальчики
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. – Хлопаем в ладоши
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ой ребята, кто-то оставил волшебную шкатулку. Посмотрим, что в ней. Это книга. С пустыми страницами. А ещё здесь письмо.
(Читает).
Здравствуйте, ребята. Пишет вам сказочница. Эта книга заколдована злой волшебницей. Все сказки пропали из книги. Я думаю, только вы, ребята, сможете помочь мне. А для этого вы должны сочинить сказку, тогда колдовство снимется, и книга будет заполнена сказками. Буду рада, если вы это сделаете и тогда сможете читать мои сказки.
Воспитатель:Ребята,как нам быть,как помочь Сказочнице? Поможем расколдовать книгу?
Дети: Нам надо помочь расколдовать книгу!Нам нужно сочинить сказку!
Воспитатель: Хорошо,согласна с вами,ребята!Вспомним, из каких частей состоит сказка?
Дети:Начало, средина, конец.
Воспитатель:С каких слов можно начать сказку,как она начинается?
Дети: Со слов «Жили-были», «В некотором царстве-государстве»)
Воспитатель:Правильно,молодцы,это начало сказки,тут идет описание героев сказки!А о чём рассказывается в середине сказки?
Дети: «Об интересных историях и сказочных приключениях героев», «что с ними произошло в сказке.»
Воспитатель:Да верно. Вот мы узнали о приключениях героев,а что потом бывает в сказке?
Дети: «Наступает конец сказки!»
Воспитатель:Какие слова обычно говорят в конце сказки?
Дети: «Вот и сказке конец …»,«Стали они жить – поживать и добра наживать.»,»Сказка ложь,да в ней намек-добрым молодцам-урок!»
Воспитатель:Молодцы,правильно,ребята!Ребята,предлагаю вам посмотреть на картинку и сочинить сказку!Будем сочинять сказку и придумаем название сказки.
Вокруг себя,повернись,в сказочников превратись!
Кто изображен на картинке,кого вы видите?
Дети: Заяц,волк!
Воспитатель:Назовите каким бывает заяц по окраске «шубки» (меха)
Дети: В белой,серой шубке,окрас меха меняет по временам года. Так он прячется от хищников в лесу.
Воспитатель: Каким бывает заяц?
Дети:Шустрым,храбрым,смелым,трусливым…
Воспитатель:Хорошо. А чем питается зайчик?
Дети:Грызет корешки,веточки,овощи,которые остаются в поле.
Воспитатель:А что можно сказать про волка?Какой он,назовите?
Дети:Он серого цвета,злой,голодный,он хищник.
Воспитатель:А как в сказке говорят про зайчишку и про волка?
Дети: «Зайчишка-трусишка», а про волка: «волчишко- серый бочишко,острый зубишко…» и др. ответы
Воспитатель:Хорошо,молодцы ребята!А как называется жилье этих зверей?
Дети: Кустик,пенек,норка,логово.
Воспитатель:Что могло произойти со зверями?
Дети: Заблудится,голодать,бежать от врага,быть обманутым и т. д
Воспитатель:Чем может закончиться сказка?Придумайте.
Дети: Добром.
Воспитатель:Ребята, мы вместе сочинили сказку. А кто хочет рассказать свою сказку?
(2-3 ребенка рассказывают свою сказку)
Воспитатель:Друзья,мы сочинили сказку. Теперь колдовство Злой Волшебницы исчезло. Мы обязательно запишем сказку в книгу и нарисуем к ней рисунки. Пришло время поиграть!
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Станет талия осиной,
Нам советует Мальвина,
Если будем заниматься,
Влево-вправо наклоняться.
А Дюймовочка сказала,
Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
Проживешь ты много лет,
Если будешь прыгать и скакать,
Раз,два,три,четыре,пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь (Дети повторяют описываемые движения)
Игра «Сказочные герои»
Дети сидят на стульях или стоят в кругу. Один ребенок бросает мяч детям в руки,дети должны назвать героя сказки. Или ведущий ребенок называет героя -а ребенок отвечает какой герой :добрый,злой,большой,веселый и. т. д
Красная шапочка добрая, а волк (злой).
Заяц трусливый, а петушок (смелый).
Василиса красивая, а Баба-Яга (страшная).
Золушка трудолюбивая, а Емеля (ленивый).
Маша маленькая, а медведь (большой).
Алёнушка грустная, а Буратино (весёлый)
Воспитатель:Вокруг себя повернись, в ребят превратись.
Ребята, посмотрим, появились ли сказки в книге? (Дети с воспитателем рассматривают книгу с иллюстрациями). Смотрите, колдовство исчезло!Назовите,из какой сказки эти герои?Какие они?Добрые или злые? (Дети должны назвать героя сказки и охарактеризовать его характер)
Воспитатель:Молодцы, ребята!Мы вспомнили сказочных героев,а самое главное,какое доброе дело мы сделали?
Дети: Помогли Сказочнице,сочинили сказку!
Воспитатель:Да, мы помогли сказочнице, сочинили сказку. Она отблагодарила вас сюрпризом!
(Воспитатель достает из шкатулки угощение для детей).