Юлия Трофимова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №20 «Ленок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей.
К О Н С П Е К Т
занятия по развитию речи с детьми
старшей группы
на тему «Зимующие птицы»
(в рамках тематической недели
«В мире птиц»)
Воспитатель:
Трофимова Ю. Ю.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Овладение речью как конструктивным способом и средством взаимодействия с окружающими.
Задачи:
воспитательные
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Побуждать детей к изготовлению кормушек и зимнему подкорму птиц.
развивающие
Развивать память, внимание, мышление.
образовательные
Закрепить представления детей о зимующих птицах, характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях, обобщающее понятие «зимующие птицы».
Активизировать и расширять словарь детей по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать слова в предложениях, знакомить с разными способами образования слов желтогрудая, длиннохвостая и др.)
Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения. В процессе заучивания стихов использовать приемы мнемотехники.
Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:
- Чтение отрывков из худ. литературы. Н. Сладков «С севера на юг»,
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
- Рассматривание тематических альбомов «Здравствуй зимушка зима», «Жизнь птиц и зверей зимой»
- Рисование птиц с использованием трафаретов. Книжки- раскраски по теме «Зимующие птицы»
- Дидактические игры «Перелетные и зимующие»
- Конструктивно- модельная деятельность- строим кормушки из разных видов конструкторов по предложенным образцам.
Взаимодействие с семьей:
- Изготовление книжек-малышек «Кто прилетает на кормушку»
- Акция «Каждой птичке по кормушке»
Этапы Содержание Хронометраж
Утренний сбор Звенит колокольчик. Дети собираются в круг, присаживаются на стульчики.
Воспитатель:
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Пожелайте друг другу доброго утра (дети приветствуют друг друга).
Сразу стало веселее и радостнее.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Какая сегодня погода? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
- Ребята, по дороге в детский сад, что интересного вы видели? Что вы заметили? Кого вы встретили? (ответы детей)
Процесс вовлечения в игровую ситуацию Воспитатель: Ребята, а я сегодня по дороге в детский сад увидела необычное письмо. Принести его я не смогла потому что оно было написано на снегу, но зато я его сфотографировала. Вот оно. (воспитатель показывает фотографию следов птиц на снегу). Вот послушайте.
На снегу как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
- Кто же написал письмо? (Птицы)
- А чем они писали на снегу? (Своими лапками)
- О чем нас просят птицы? (Сделать кормушки)
- Мы можем сделать кормушки для птиц? (Да)
Процесс целеполага-ния - Ребята, для чего птицам нужны кормушки? (Зимой мало корма, а в кормушку люди могут насыпать корм и подкормить птиц)
- Но прежде чем делать кормушки мы должны с вами знать для каких птиц мы будем делать кормушки. Ведь птицы бывают разные, значит и кормушки нужны разные и не для всех птиц.
Процесс осуществле-ния действий Воспитатель предлагает детям подойти к интерактивной доске.
- Ребята, а чем птицы похожи? Что у них общего? (показ изображения разных видов птиц)
(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями).
- Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
(Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос).
- Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны - это перелетные птицы (показ перелетных птиц). Назовите их. (грач, ласточка, лебеди, журавли)
- А есть такие птицы, которые остается зимовать (показ зимующих птиц).
- Как их называют? (зимующие птицы)
- Назовем их (снегирь, синичка, воробей, сорока)
- Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
- Я предлагаю вам «поиграть в снежки». Я кидаю «снежок» кому то из вас, и называю птицу, а вы возвращаете мне «снежок» определяя, какая это птица – зимующая или перелетная. (Игра проводиться в кругу. Картинки с изображением зимующих птиц — синица, ворона, дятел, снегирь, сорока)
- Ребята, а сейчас тот кому брошу снежок должен закончить предложение.
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют…
(желтогрудая)
У воробья короткий клюв, поэтому он ….
(короткоклювый)
У вороны черные крылья, поэтому ее называют (чернокрылой)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювым)
У снегиря красная грудка, поэтому его называют (красногрудым)
У сороки белые бока, поэтому ее называют…
(белобокая)
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют (длиннохвостая)
(Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы Н. Нищевой «Снегири», работа у доски)
- Ребята, послушайте стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».
Вот на ветках,
Посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Вопросы к детям:
-О ком говорится в стихотворении?
-Где сидели снегири?
-В чем одеты снегири?
-Как вы думаете снегири действительно одеты в красные майки?
- Посмотрите, оперение у снегиря похож на то, что они одеты в красную майку.
-Что делали снегири на ветках?
- Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы постарайтесь запомнить его.
(Воспитатель читает стих, выставляет схемы. Затем совместное читают стихотворение с опорой на мнемотаблицу).
- Ребята, мы с вами решили помочь птицам, сделать кормушки. Осталось только подобрать какой птице какая кормушка подойдет. Предлагаю каждому собрать пазл из двух картинок где на первой картинке будет нарисована птица, на второй кормушка для этих птиц.
Во время выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на размер кормушки ведь по величине все птицы разные.
- Ребята, какой корм можно положить в кормушку? Дети с помощью воспитателя отвечают, что в кормушку можно положить овес, семечки, несоленое сало, сухари и т. п.
- Человек подкармливая птиц, помогает им благополучно им перезимовать.
Формули-ровка выводов - Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
(о зимующих птицах).
- Как люди помогают зимующим птицам?
(подкармливают их)
Мы должны с вами запомнить, что птицы наши друзья! Их нужно беречь. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
Поэтому сейчас на занятии по конструированию мы будем делать кормушки для птиц.
Рефлексия - Порадуем зимующих птиц — произнесем про них частоговорки.
Ицы- ицы-ицы -зимующие птицы
Вей- вей-вей-шустрый воробей
Ока- ока- ока-сорока- белобока
Рона-рона-рона-хитрая ворона
Ница-ница-ница-желтогрудая синица
Тел- тел- тел- дятел прилетел
Ушка- ушка- ушка- птиц спасет кормушка
-