Анастасия Скогорева
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе «Астронавтики»
Скогоревой А. А.
«Рассматривание картины «Ежи»
и составление рассказа по ней»
[/b]
Цель: формирование умений целенаправленного рассматривания сюжетной картины и умения озаглавливать картину у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассматривание картины „Ежи“ и составление рассказа по ней“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- продолжать формировать умения детей составлять последовательный рассказ по картине, придерживаясь плана, предложенного воспитателем.
- упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- уточнять представления детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
2. Развивающие. Развивать воображение, словарный запас.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к жизни животных.
Виды деятельности: коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, прямые указания, позновательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, игровая, двигательная
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С. Маршак «Тихая сказка», загадки про ежа, беседы о жизни и поведении ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Оборудование:
Оборудование педагога: конспект, доска – планшет, наглядное пособие «Ежи» (художник М. Ю. Алексеев, игольчатый мяч.
Оборудование для детей: гимнастический игольчатый мяч, раскраска «Ежик», цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей, просит их поздороваться с гостями и приглашает на ковер в круг.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Улыбка» и «Трубочка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
2. Основная часть.
Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель, не уходя с детьми из круга.
В. - Ребята, сегодня мы будем делать с вами кое-что интересное? Мы будем учиться, составлять рассказ по картине. Хотите научиться (Ответы детей)
В. - Помните, я недавно читала вам стихотворную сказку С. Маршака, «Тихая сказка»? (ответы детей) Кто мне подскажет про кого она? (ответы детей) Конечно про Ежей… Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз, чтобы они лучше видели.
В. - А сегодня я принесла вам красивую картину. Вот она.
Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»
В. - Чтобы понять, что на ней изображено, мы должны ее рассмотреть. Правильно? А как это нужно делать? (ответы детей) Что нельзя делать при рассматривании? (ответы детей) Хорошо! Вы знаете, как рассматривать картину.
В. - Кто на ней изображен? (ответы детей). Правильно! Помните в «Тихой сказке» были такие слова:
…Подошла волчица.
Вертит ё жика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?.
В. – Можно подойти поближе и рассмотреть где у ежей шея, брюшко, носик, глазки, ушки.
В. - Посмотрели, а теперь занимайте места. Как правильно сидеть на стульчиках? (Ответы детей) Хорошо, что вы умеете сидеть правильно и знаете, как беречь свою спинку.
В. - Теперь давайте рассмотрим картину поподробнее и попробуем придумать рассказ о ежиках. Мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название. Как можно назвать эту картину? (Ежата на прогулке, Семья ежей, Ежи). Давайте составим рассказ по этой картине.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа : «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют).
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать : «Ежата разбежались по лесу, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть.
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать.
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)
Д: Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ:
В. - Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.
Д: Папа еж спит рядом.
Д: Ежиха смотрит на ежат.
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
В. Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал)
ОБОБЩЕНИЕ:
В. - Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты
В. - Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
Физкультминутка «Колючий мячик»
В. - Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть с колючим как ежик мячиком. Повторяйте за мной.
Предлагает мячика на выбор
Бежал большой лесной тропой
Еж с колючей головой.
По тропинке вправо - влево
Он катился очень смело.
От плечей и по руке
Покатился по ноге.
По второй ноге катался
И под ножкой оказался.
Покатился взад - вперед,
А потом наоборот.
– У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и еже, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе.
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
В. -Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная., охотиться…
Заслушивается ответ 2-3 детей. Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
В. - У вас получился замечательный рассказ.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
В. - Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе. Запомните, что нельзя разлучать и обижать животных, ведь у каждого животного есть своя семья!
В. – А теперь дети давайте вспомним, про кого мы сегодня говорили? (ответы детей)
Скажите, вам понравилась семья ежей? (ответы детей)
Что мы делали после того как рассмотрели картину? (ответы детей)
Было вам трудно рассказывать про них? (ответы детей)
А где вам было наоборот легко? Вначале, середине в конце? (ответы детей)
Чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься? (ответы детей)
В. - Дети, еще я вам приготовила сюрприз, раскраски «Ежик» (показывает). Сейчас кому все понравилось - раскрасят ежика яркими цветами, а те кому было сложно или может настроение подвело - раскрасят сереньким простым цветом.