Ольга Коновальцева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие на сказочную поляну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие речи и обогащения словаря у дошкольников.
Задачи.
Образовательные.
- Организовать процесс закрепления русских народных сказок.
Развивающие.
- Организовать процесс формирования звуковой культуры речи через гимнастику для языка.
- Организовать процесс формирования фонематического слуха прослушивания отрывков из музыкальных произведений.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие на сказочную поляну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- Организовать процесс закрепления знаний о геометрических фигурах, путём сложения элементов в единый образ.
- Организовать процесс развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Пластилинография».
- Создать условия для формирования способности отвечать на заданные вопросы по теме.
Воспитательные.
- Создать условия для поддержания интереса детей к русским народным сказкам.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, стол, аудиозапись музыкальных фрагментов, иллюстрации к сказкам : «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; игрушки: заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Время сказки наступает.
Время сказки настает
Все внимательно смотрите
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите.
К вам сейчас она придет!
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами приглашены в гости к сказке. Я думаю, что вы будете веселыми, любознательными и остроумными. Вам, конечно же, прочитали много книг, и вы знаете много интересных сказок. Поэтому я предлагаю вам поиграть со сказкой. Согласны? начнё м мы с разминки:
Гимнастика для язычка:
Чики - чок, чики - чок,
пусть попляшет язычок!
повторика: цо – цо - цо,
вышла цапля на крыльцо.
на болоте жа – жа - жа,
цапля встретила ежа.
хлоп в ладоши жу – жу - жу
никому не расскажу!
хлоп в ладоши ща – ща - ща,
как ловили мы леща,
хлоп в ладоши чу – чу - чу,
я молчу, молчу, молчу!
хлоп в ладоши! У Егорки
хороши скороговорки:
Маша сшила для мартышки
шубу, шапку и штанишки.
Чики - чок, чики - чок,
Отдохни-ка язычок!
2. Основная часть.
- Ребята на этой поляне мы с вами рассказываем, читаем и показываем сказки.
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. Сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Для кого сочинял русский народ сказки? (для нас, для детей). Как передавались сказки? (сказки передавались от одного человека к другому). Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор или писатель).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок, знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(«Волк и семеро козлят»)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По - щучьему велению»)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(«Гуси - лебеди»)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(«Маша и медведь»)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка»)
- А сейчас предлагаю отгадать музыкальные загадки. Прослушайте музыкальный фрагмент и догадайтесь, к какому сказочному персонажу он больше подходит (дети предлагают ответы).
- Изобразить сможете его? (дети имитируют сказочного персонажа).
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке.
-А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на экране показываются иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят»; «Лисичка – сестричка и серый волк»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
- показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (это сказка «Волк и семеро козлят»).
- Кто её сочинил? (русский народ).
- Ребята, «Волк и семеро козлят» - эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество с некоторым изменением в сюжете, поэтому получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушать маму).
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Лисичка - сестричка и серый волк» (Это сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»)
- Кто главные герои в этой сказки? (лиса и волк).
- А какая лисичка в этой сказке? (лисичка хитрая, коварная).
- А какой волк в этой сказке? (волк доверчивый, голодный, злой).
- Чему учит эта сказка? (тому, что нельзя быть доверчивым).
3)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- Алёнушка в этой сказке какая? (заботливая, добрая).
- Иванушка какой в сказке? (нетерпеливый).
- Чему учит эта сказка? (слушать взрослых, быть терпеливыми).
Физминутка:
Зайка скачет по кусточкам, (скачут на двух ногах,
По болоту и по кочкам. сделав уши из ладоней)
Белка прыгает по веткам, (прыгают, согнув руки
Гриб несёт бельчатам деткам. перед грудью)
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы. (идут в перевалочку)
Без тропинок, без дорожек, (двигаются в полуприсяди,
Катится колючий ёжик. круглые спинки)
Сказки учат в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает, а чтобы добро победило, нужно быть какими? (дружными и смелыми).
-Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе и смелости?
"Старый друг лучше новых двух".
"Человек без друзей, что дерево без корней".
"Друзья познаются в беде".
"Один за всех, все за одного!"
"Нет друга, так ищи, а найдёшь - береги!"
"Смелому победа идёт на встречу".
"Смелость города берёт!"
"Смелый в бою не дрогнет!"
На экране появляются геометрические фигуры.
-Что это, ребята? (геометрические фигуры).
-Какие геометрические фигуры вы видите? (перечисляют).
-Что мы можем сделать из этих фигур? (можем составить сказочного героя).
-Посмотрите, я соединила геометрические фигуры, и получился зайчик.
-А, что вы знаете о зайце?
Дети рассказывают :
- Когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прижимается к земле, смотрит вокруг, оставаясь незаметным.
- В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они выводят тепло из организма.
- Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода.
- У зайцев зубы растут всю жизнь.
- Ребята перед вами сказочные персонажи (игрушки) : заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
- Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (сказка «Колобок»).
- Давайте нарисуем главного персонажа этой сказки колобка.
Рисовать мы будем нетрадиционной техникой – художественная пластилинография.
(напомнить детям приёмы рисования)
Подведение итогов.
-Молодцы! Спасибо ребята. Я желаю вам прочитать ещё много новых сказок. Давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!