Наталья Владимировна Никитина
Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.
Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.
Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).
Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
Развивать речевое творчество дошкольников.
Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование. иллюстрации по сказке.
Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.
Приемы. Объяснение, вопросы к детям, пиктограммы, самостоятельная работа детей, инсценировка сказки.
Организационный момент.
Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Аня! кто у тебя стоит справа?
Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т. д.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята вы любите сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие вы сказки знаете?
Дети. Называют сказки
Давайте вспомним сказки : послушайте отрывок из произведения и угадайте героев сказок.
1. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился:(колобок.)
2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите имя её :(красная шапочка.)
3. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор:(Айболит.)
4. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
5. У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Но любил папаша сына.
Человечек - (Буратино.)
2. Воспитатель. Сегодня мы с вами послушаем русскую народную сказку
А, как вы думаете, почему она русская народная? (эту сказку написал не один человек, а несколько. Ведь раньше один человек сочинит сказку, расскажет её другому и так дальше, и каждый в сказке добавлял что-то своё, новое.)
- Молодцы.
- Давайте присядем на стульчики и начинается сказка.
А теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы:
- Почему так случилось, что гуси лебеди унесли братца?
- Кто помогал девочке искать братца?
- Кто прятал Машу и Ваню, когда они убегали от гусей- лебедей.
- Что было бы, если бы Маша, когда "искала братца, встретила в лесу волка? Медведя? Лису? Зайчика?
- Как заканчивается сказка? Рассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему?
3. Физкульминутка
Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей -
лебедей.
Гуси - лебеди летели
На лужайку тихо сели
Походили
Поклевали
Потом быстро побежали
Гуси - лебеди летят, крыльями шумят.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо умеют держаться
(Ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)
(Присели на месте.)
(Ходьба полуприседя.)
(Наклоны перед собой.)
(Бег по кругу на носочках со взмахами
руками в стороны.)
(Ходьба на месте с подниманием рук через
стороны вверх и опускание вниз, держа
осанку.)
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в
стороны - назад.)
(Повороты головы.)
(Выпрямиться, руки за спину, проверить
осанку. Пауза 3-4 сек.)
И очень бесшумно на место (Сесть на место.)
садятся.
4. Как называется сказка, которую я вам рассказывала?Она вам понравилась?
-Давайте еще раз вспомним ее.
-Кто выступит в роли сказочника и начнет ее рассказывать?
-С чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена, и были у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)
-Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)
-Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)
-Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)
-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала куда дальше идти.)
-Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)
-Покажем какое лицо было у Маши. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
-Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)
- Какая была Баба Яга? (Злая.)
- Давайте изобразим ее. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) Что дальше сделала девочка? (Маша схватила братца и побежала домой.)
- Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)
-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)
-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.)
-Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
- Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)
- Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и
привезли им подарки.)
-Какие лица стали у Маши и Вани, когда они вернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки.
5. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДЕТЬМИ ОТРЫВКА СКАЗКИ, развитие связной речи,
творческих способностей, мимики, пантомимики, просодики.
(Воспитатель выступает в роли чтеца и режиссера).
- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его
разыграть. Смотрите как:
Чтец: Бежит Машенька и видит, стоит в поле яблонька. Маша к ней.
Маша: Здравствуй яблонька (кланяется).
Яблонька: Здравствуй девочка (кланяется).
Маша: Яблонька - яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси - лебеди полетели?
Яблонька: Собери мои яблочки, тогда и скажу.
Чтец: Маша собрала яблочки в корзинку.
Яблонька: Спасибо Машенька, гуси - лебеди улетели в темный дремучий лес.
Маша: Спасибо яблонька за помощь.
Чтец: И побежала Машенька дальше.
6. Подведение итогов.
- Ребятки, кто главный герой в этой сказке – гуси-лебеди или девочка?Ответы детей.
- Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему?Ответы детей.
- Кто в сказке злые герои? Почему?Ответы детей.
Понравилось вам наше путешествие по сказке? Сможете рассказать сказку дома родителям? Вы все молодцы. Спасибо за работу. Идите отдыхать.
Используемая литература
1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и 5 до 6 лет). СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Русская народная сказка Гуси – лебеди.