раиса воронова
Конспект занятия по развитию речи и рисованию в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Интеграция «Чтение художественной литературы», «Познание»», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Задачи:
1. Обучающая: Учить детей понимать образное содержание сказки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и рисованию в старшей группе „Путешествие по русской народной сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Рисование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Приучать детей быть внимательными к состоянию своего здоровья, посредством выполнения правильной дыхательной гимнастики.
2. Развивающая : Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развивать коммуникативные навыки общения и творческие способности детей при рисовании иллюстраций к русской народной сказке «Гуси-лебеди».
3. Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: письмо от Незнайки, четыре мольберта с иллюстрациями к сказке, корзинка с муляжами яблок, подушки, грамзапись, карандаши, альбомные листы бумаги
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рисование любимого героя.
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход занятия
Организационный момент: -психогимнастика
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
- А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся, только не словом, а ладошками. Протяните гости, ладошки дети с вами поздороваются.
Воспитатель: Какие у гостей ладошки? (теплые) Да, наши гости добрые и через свои ладошки поделились своим теплом с вами.
-А сейчас подойдите все ко мне.
-Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. И чтобы такое настроение сохранилось в течение дня необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.
(Дети садятся на подушки)
Воспитатель: дети пришло письмо от Незнайки, он просит вас помочь ему отгадать загадки и подсказать, из какой русской народной сказки эти герои.
• Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони);
• Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
• Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
• Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);
• Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).
Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? (Потому что эту сказку придумал русский народ).
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь Незнайка хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».
• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? ( Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).
• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).
• Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы
Незнайки ответили правильно.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Беритесь за руки – и в путь! (Воспитатель с детьми совершает под музыкальное сопровождение прогулку и подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки).
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке?
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку? (Печка угостила Машеньку пирожками).
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, рыбой? (капустный пирог, грибной, яблочный и рыбный пирог).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
С кем дальше повстречалась Машенька? (с яблонькой)
Воспитатель предлагает детям встать в круг и показать, как летают лебеди: поднимаем руки вверх – делаем носом вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох ртом.
Воспитатель: Давайте, превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку. (Дети под музыкальное сопровождение изображают гусей-лебедей. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке? (речка).
Воспитатель: Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке. (Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки).
Воспитатель: Давайте и с речкой поздороваемся ласково.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега? (В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя).
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему? (Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес).
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Физминутка
Воспитатель: Давайте, превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаем веточками. (Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук, изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, как ветками).
Воспитатель: Ребята, в дремучем лесу водятся разные звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тоже где-то в дремучем лесу построила свою избушку. Давайте, незаметно и тихо подойдём к избушке Бабы Яги.
Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки).
Воспитатель: К избушке Бабы Яги мы с вами подошли очень тихо, чтобы она нас не заметила. Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет, Баба Яга в сказке злая).
Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая).
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась. (Дети берутся за руки и под музыкальное сопровождение выходят из леса и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования и цветные карандаши).
Воспитатель: я вам предлагаю схематично нарисовать понравившихся героев и отправить свои рисунки Незнайке (под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать).
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы Незнайки правильно, совершили путешествие по страницам сказки. Скажите, по какой сказке путешествовали? С какими героями там встретились? Каких героев вы изобразили в своих рисунках? воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке.