Оксана Лебедева
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая группа
Образовательная область интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела.» (Обработка В. Глюцена и Г. Снегирёва)
Формировать умение детей связано, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корова, бычок. Литература, сказки, стихи для детей
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки народов Севера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Образовательные:
Познакомить детей с эскимосской сказкой «Как лисичка бычка обидела»
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Познакомить с морской рыбкой «бычок»
Продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.
Развивающие :
Способствовать развитию внимания, памяти.
Развивать монологическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к друг другу.
Средства (Материалы, оборудование) : Иллюстрации к сказке, мнемотаблица.
Способы (Методы и приёмы) : Беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игровой приём, решение проблемной ситуации.
Предварительная работа: Знакомство с народом эскимосы, знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая их значением).
Методика проведения.
Организационный момент
-Воспитатель (предлагает детям встать в круг) Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Вы улыбаетесь, у вас хорошее настроение и с таким настроением мы будем продолжать наше занятие. Попрошу вас всех сесть на стульчики.
Беседа.
-Воспитатель. Дети сейчас я вам прочитаю эскимосскую сказку. Эскимоссы-это люди, которые живут на Севере.
-А как вы думаете, на Севере тепло или холодно?
- Дети (холодно)
-Воспитатель. Правильно, на Севере холодно. Я хочу вам загадать загадку, отгадав которую вы узнаете, кто главные герои этой сказки.
Живу под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу.
Рот есть, не моргаю.
Крылья есть, не летаю. (рыба)
-Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображена рыба-бычок.
-Воспитатель предлагает детям, рассмотреть рыбку-бычка. У бычка большой рот, глаза близко посажены, шеи нет, тело покрыть чешуёй. Рыбка бычок получила такое название, потому что у неё такая же большая голова, как у бычка.
- Воспитатель. А сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую, вы поймёте, кто будет ещё героем этой сказки.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это-рыжая (лиса)
- Воспитатель показывает иллюстрацию лисы.
-Воспитатель. Какая лиса?
-Дети (хитрая, рыжая, красивая, пушистая, быстрая)
- Воспитатель. Садитесь дети поудобнее и слушайте сказку «Как лисичка бычка обидела.» Хотите дети знать, где это случилось и как?
- Воспитатель читает сказку :
- Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела :
Бычок, бычок,
Пучеглазый.
Бычок, бычок,
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
- А ты ему ничего не говорила?
- Сказала.
- Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только и сказала, что он пучеглазый и большеротый.
- Вот видишь, - сказала мать-лиса, - ты первая его и обидела….
- Воспитатель обращается к детям: «Вы прослушали сказку и можете ответить на мои вопросы.
- Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?
- Дети (большие, выпуклые)
- А какая в этой сказке лисичка?
- Дети (обидчивая, любит дразниться, ябеда)
- Что про неё сказал бычок?
- Дети (косматая, круглые глаза, не может жить в море)
Физкультминутка.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали
С этими лучиками в груди
Ты на мир ясней гляди.
- Помните, что мама-лиса сказала дочке?
- Дети (что лиса первая обидела бычка)
- А чем лисичка бычка обидела?
- Дети (спела про бычка дразнилку)
- Если лисичка пела, значит эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём дразнилку вместе. А теперь споём ещё раз. А сейчас пусть споёт Аня, Ваня…
- Дети (по очереди поют дразнилку)
- Воспитатель предлагает детям ещё раз прослушать сказку, а затем просит пересказать её (по картинкам). При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребёнок
- Ребё нок приглашает вежливо: «София, хочешь рассказать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо София». Далее сказку пересказывает другая пара детей.
- Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно напоминает действие персонажей: бычок-высунулся из воды, лисичка- бежала и пела, мама-лиса занимается домашними делами.
- Дети (в масках героев) говорят, поют, выполняют действия по сказке.
- Перед каждым пересказом воспитатель предлагает детям-слушателям изображать морскую волну: «,Ш-ууу, ш-ууу»,- набегает волна и отступает.
- Воспитатель. Есть такая поговорка: «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других.» (просит детей повторить поговорку и не обижать товарищей)
- Дети (повторяют поговорку, обещают не обижать товарищей)
- В заключении воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились.
- Дети («Как лисичка бычка обидела»)
- На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями и никогда никого не обижали. И предлагаю вам прослушать песню «Если с другом вышел в путь»