Ирина Высоцкая
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога.
Словарь. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных.
Грамматика. Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях: ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек; учить детей правильно спрягать глагол хотеть.
Звуковая культура речи. Закреплять умение громко и четко произносить слова.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: Предметы кукольной одежды: ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки (возможна замена предметов одежды картинками с их изображением).
Ход ООД.
Колокольчик прозвенел!
Значит, ждет нас много дел.
Ноги вместе, спинки прямо -
Пусть гордится вами мама.
Руки полочкой - вот так!
С мест кричать нельзя никак!
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Воспитатель: Давайте проведем с вами речевую разминку:
Ма — ма — ма — на дворе зима
Ом- ом-ом — слепим снежный дом.
Мы- мы-мы — дождались зимы
Ды-ды-ды- на снегу следы
Ать-ать-ать – я иду гулять
Ну-ну-ну – саночки тяну
Ок-ок-ок — на дворе снежок
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.
Ры-ры-ры — прокачусь с горы.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ре-ре-ре – санки на горе
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно у нас сейчас зима?
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима», в котором говорится о главном признаке зимы.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Воспитатель: Дети, о каком признаке зимы говорится в этом стихотворении? (О снеге.) Вам понравилось, как поэт написал, какие разные слова подобрал? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Как сказано про снег, какой он? (Белый, пушистый.) А что делает снег? Какие слова вы запомнили? (Кружится, падает, ложится.)
Воспитатель: Вы тоже умеете подбирать разные слова, которые украшают ваш рассказ и делают его интересным. Скажите, какой бывает снег? (Белый, пушистый, серебристый, сверкающий и т. д.)
Воспитатель: Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. (Повторяет сказанные детьми слова.)
Воспитатель: Дети, сейчас я вам расскажу интересную историю, а вы послушайте ее внимательно.
Пошли ребята погулять, поиграли весело, слепили снежную бабу; погода была солнечная, морозная; дети пришли в детский сад в отличном настроении. А как можно сказать по-другому, какие они были? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.)
Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение? (Плохое.) Какие стали дети, как можно сказать по-другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные.)
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок».
Чтение рассказа воспитателем
Про снежный колобок. Н. Калинина
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап, кап, кап, кап — вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где? Как вы думаете?
Воспитатель:
- Где гуляли дети? (Дети гуляли на дворе.)
- Что делали дети на прогулке? (Дети лепили из снега бабу.)
- Что слепил Алеша? (Алеша слепил снежный колобок)
- Из чего сделал мальчик глаза, нос и рот? (Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот.)
- Ребята, объясните Снежку, что такое угольки?
- Куда вернулись ребята? (Ребята вернулись в детский сад.)
- Куда положил мальчик снежный колобок? (Алеша положил его в карман шубки.)
- Обратите внимание, как автор говорит «карман шубки».
- А почему Алеша так сделал? Давайте я вам напомню: «Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман».
- О чем думал Алеша, когда решил взять колобка с собой? (Не хотел с ним расставаться, хотел еще поиграть.)
- Что потом сделал Алеша? (Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать.)
- Что сделал Алеша, когда проснулся? (Вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику.)
- Что увидели ребята около шкафчика? Послушайте, как автор про это говорит: «Из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка».
- Дети, а может и не было у Алеши снежного колобка в кармане? (Был, потому что в мокром кармашке остались два уголька и две палочки. А растаял он, потому что в теплом шкафчике лежал.)
Физминутка: «Лепим, лепим снежный ком»
Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ еще раз, потом вы будете его пересказывать.
Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.) И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) Ребята, послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по-разному. Все зависит от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих. Об одном скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят. (Дети повторяют формы глагола за воспитателем.)
Воспитатель: Хотите поиграть в снежки? Встаньте и представьте себе, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь слепили комок. Бросили левой рукой. Снова берем снег, лепим комок. Бросаем правой рукой.
Воспитатель: А сейчас я вам прочту шутливое стихотворение Самуила Маршака о свинках.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки, носки, тапочки, рукавички? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно такого на самом деле не может быть – это шутка, которую сочинил Самуил Маршак.
Воспитатель: Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого укажу, будет продолжать. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы увидели сорок
Без (ботинок) и (чулок,
И щенков без (носков,
И синичек без (тапочек) и (рукавичек).
Воспитатель: Веселые шутки у нас получились?
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Шерстяная, теплая, маленькая — это носок или варежка?» (Варежка.) Шерстяная — варежка, а носок - (шерстяной).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Чего не стало?». Внимательно посмотрите на эти предметы. Запомните их. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает носки, затем дети открывают глаза.) Чего не стало?
Вызываются двое-трое детей. После каждого правильного ответа следует замечание: «Правильно, не стало носков».
Игра повторяется два-три раза. В конце занятия воспитатель поощряет детей: «Молодцы, запомнили все предметы, правильно их назвали».
Воспитатель:
- А как называется рассказ? («Про снежный колобок», автор Калинина).
- Что понравилось вам в этой истории?
- А что понравилось сегодня больше всего?
- Ребята, а из чего же можно слепить колобка, чтобы он не растаял? (из глины, песка, пластилина, теста).