Гузалия Габдлахатовна Валиева
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Пересказ рассказа "Про снежный колобок" Н. Калининой.
Цель. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога. Закреплять умение выделять начало, середину, конец рассказа, точно понимать содержание: Алёша был маленьким и не знал, что может случиться со снегом в тепле. Развивать умение голосом показывать удивление, воспроизводить описание шкафчика.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Перед чтением рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок" на прогулке, играя со снегом, воспитатель предлагает подумать, что произойдёт со снегом, если его занести в тёплую комнату. Воспитатель с детьми провели эксперимент: набрали снега в банку и занесли её в комнату. Уже после обеда дети заметили, что снег растаял, в банке была не совсем чистая вода. Дети сделали вывод, что снег есть нельзя, он грязный.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
- Дети, кто помнит сказку " Колобок"?
- Из Чего там испекли колобка (ответы детей).
- Из чего можно сделать колобок (ответы детей).
У воспитателя в руке комок.
- А у меня в руке какой комок (снежный).
Давайте я положу его в блюдце, пусть пока полежит здесь.
- А хотите, я сейчас вам прочту рассказ об маленьком мальчике, который решил колобка сделать из снега?
Проходите на кубики, усаживайтесь поудобней.
Рассказ называется " Про снежный колобок". Его написала Наталья Калинина.
воспитатель читает рассказ в первый раз без установки на пересказ.
" Про снежный колобок"
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
- Где мой колобок?
А колобок где? Как вы думаете?
Предварительный эксперимент помог детям показать своё понимание описанной в рассказе ситуации, чтобы не ограничивать детей пониманием только конкретной ситуации.
Воспитатель. ребята подумайте, что можно посоветовать Алёше, чтобы сохранить колобка. (Дети предложили оставить на улице, принести положить в морозилку холодильника).
После прочтения рассказа задаются вопросы детям.
1. О чём говорится в этом рассказе?
2. Что делали ребята во дворе?
3. Что слепил Алёша? (зачитать).
4. Из чего сделал мальчик глаза, нос и рот? (зачитать).
5. Куда вернулись ребята? (зачитать).
6. Что сделал Алёша? (Жалко.)
7. Куда положил мальчик снежный колобок? (зачитать).
8. Что сделал Алёша когда проснулся? (зачитать).
9. Что случилось со снежным колобком?
10. Чему удивился Алёша?
11. Что вам особенно понравилось в рассказе? (Ответы детей).
Физминутка.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Разлетелись как снежок.
(выполнение движений в соответствии с текстом).
После физминутки дети садятся на свои места.
Воспитатель. Ребята внимательно послушайте рассказ ещё раз потом вы будете его пересказывать.
При пересказе текста если дети ошибаться, будет прочитано начало рассказа, могут решить, что это середина т. к. начало в этом тексте длинное, почти такое же по объёму, как и середина. Для сравнения воспитатель прочитает середину и задаст вопрос: " Из какой части вы узнали о главных событиях? В какой части эти события подготавливались?"
Чтобы не было затруднений при пересказе текста использовать приём повторного прочитывания какой либо части, а дети будут определять, какая это часть.
" Около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. " Этот эпизод так же будет повторно прочитан чтобы дети его постарались воспроизводить. Так по ходу пересказов будут использованы ситуации, когда ребёнок допускает длительную паузу, не может вспомнить. Использовать приём подсказа слова или фразы и дети быстро подхватывают и завершают фразу.
Воспитатель. Ребята скажите из каких частей состоят рассказы (начало, середина, конец).
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Кто хочет рассказать начало истории о снежном колобке?
Пересказ первой части рассказа детьми.
Воспитатель. Что было дальше, кто хочет рассказать?
- Теперь скажите чем всё закончилось?
- кто хочет рассказать историю с начала до конца?
- Ребята, а где же мой снежный колобок?
Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнёт рассказ, кто продолжит, кто закончит.
Текст пересказывается 3-4 раза. После каждого пересказа текста целиком воспитатель оценивает пересказ, привлекая к обсуждению детей.
Воспитатель. Молодцы ребята вы сегодня хорошо справились с заданием. Заключительное чтение рассказа в третий раз.
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения Ивана Сурикова " Зима".
Белый снег пушистый
В Воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает ложиться.