Наталья Стешенко
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Задачи:
Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Обучение рассказыванию по картине „Зайцы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; мнемотаблица «Жизнь зайца зимой», презентация занятия, видеофильм о зайце. П. И. Чайковский Щелкунчик «Еловый лес зимой»
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»
Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Слайд 2
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. (Смотрим на картину и слушаем музыку.)
Слайд 3
Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу на лесной полянке. Сколько здесь много следов. Как вы думаете какие звери оставили эти следы?
Слайд 4
Воспитатель: Давайте еще раз назовём какие звери проходили по лесной полянке? А следов какого зверя не было на полянке и почему? (медведь зимой спит).
Слайд 5
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном зверьке, послушайте загадку.
Загадка.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Воспитатель:-Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?
(Зайчик, зайчонок, зайчишка)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.
Слайд 6 Просмотр видеофильма вне занятия.
Слайд 7
Воспитатель:- А что мы знаем про этих лесных жителей? (Рассказ ребенка о зайце по мнемотаблице) .
II. . Основная часть:
Слайд 8
1. Рассматривание картины.
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайцы.
Воспитатель: Какое время года изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?
- Выпал снег, его много, снег глубокий.
- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут…
- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
- Обрадовался ли?
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).
Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.
2. Физкультминутка «зайчик на прогулке».
Позволит ребятам весело провести время и поможет освоить счет до 5.
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
3. Составление рассказа по картине :
1) Воспитатель дает образец рассказа.
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
2) Рассказ детей :
• рассказ по частям :
- Лесная поляна зимой.
- Заяц-беляк.
- Встреча зайцев.
- Чем закончится встреча.
• рассказ целиком.
• Девочки и мальчики соревнуются.
3. Рефлексия:
Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».
Игра «Волк и зайцы».
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-«волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)