Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы — перевёртыши» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Небылицы - перевёртыши».
Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Небылицы — перевёртыши“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Небылицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Воспитатель: Интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы.
(Ответы детей).
Воспитатель: Небылицы еще называют перевертышами. Небылицы, от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.
Воспитатель: Сначала мы разомнемся поиграем в игру «Скажи наоборот» :
Небо - земля
Пол - потолок
Герой – трус
Мир – война
Мальчик – девочка
Правда – ложь
Шум – тишина
Огонь – вода
Молодой – старый
Добрый – злой
Отдыхать – работать
Игра: «Подбери слова»
«красные» - помидор, яблоко и т. д.
«зеленые» - трава, лягушка и т. д.
«желтые» - солнце, цыпленок и т. д.
«страшные» - Бармалей, Бага яга и т. д.
Воспитатель: А в каких сказках встречаются небылицы?
«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.
«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.
«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,
«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.
«По щучьему веленью» : Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.
Воспитатель: Но существуют и авторские перевёртыши. Сейчас я вам их прочитаю Корнея Чуковского «Путаница», «Чудо дерево», «Мойдодыр» - ищем небылицы.
Физминутка.
Занимай свои места.
Раз - присели, два- привстали
Руки к верху все подняли
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали,
А потом пустились в вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Чтение небылиц «Жили-были» «Удивительная грядка»
Чудо-дерево.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Удивительная грядка.
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет
Жили-были.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла: Сивка да Бурка (Ю. Чёрных)
Итог занятия.
Воспитатель: Так что такое небылицы, какую сказку мы прослушали и о каких сказках мы говорили сегодня на занятиях. Я предлагаю вам самим придумать небылицы.
Воспитатель: Вы будите отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делает? Где живёт?
Воспитатель: заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу.
Занятие окончено.