Яна Васильева
Конспект занятия по развитию речи «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«В стране насекомых»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи: Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
Развивающие :
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• развивать образность речи;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций, картин по теме;
• чтение энциклопедической литературы;
• заучивание стихов о насекомых;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;
• разрезная картинка божьей коровки;
• «Летает, прыгает, ходит».
Ход.
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас)
Воспитатель:
- Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
- Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей)
- По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?
Дети:- Муха-Цокотуха.
- Правильно. А кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)
Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?
А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.
-Приходила к мухе бабушка (пчела)
Мухе – Цокотухе (меду принесла)
Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед? (ответы детей). А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.
- Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка) А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.
Физкультурная минутка :
Прилетела к нам вчера (дети бегут по кругу, делая частые взмахи
Полосатая пчела, ладонями)
А за нею шмель-шмелек (взмахи ладонями более редкие)
И веселый мотылек, (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (меняют направление бега)
Как фонарики глаза. (делают кружки из пальцев и подносят их к
глазам)
Пожужжали, полетали, (бегут, жужжат и делают взмахи)
От усталости упали. (падают на ковер)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
Правильно о насекомых. Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей.)
- Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое, о котором говорится в загадке, положит его на цветы нашей полянки. Пусть она оживёт.
Загадки:
1. Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
2. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
4. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится, медком. (Пчела)
5. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка. (Кузнечик)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
7. Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
8. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
9. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
.
Дети проходят на свои места
Воспитатель читает стихотворение.
- Чистота- здоровье леса, все зависит от него.
Муравей – хозяин леса, защитим давай его.
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).
- Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?
-А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.
А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки - таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т. д.)
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.
Молодцы, ребята, вы все сегодня очень постарались. Что вам запомнилось сегодня больше всего? Насекомые благодарны вам за бережное отношение к ним. За то, что вы сними только поиграли и не обижали. А полянка благодарна за то, что вы не вытаптывали на ней цветы и не рвали их. Поэтому волшебная полянка дарит вам свои волшебные цветы на память.