Ирина Шепелева
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
по развитию речи
Составление рассказов по теме «ЗИМА».
Цели:
Уточнить знания детей по теме «Зима».
Обучать составлению описательного рассказа о зиме по опорным картинкам.
Задачи:
• Совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных, существительных, обозначающих лиц, занимающихся спортом.
• Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов, чтения слогов.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в употреблении предложно-падежных конструкций.
• Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры.
• Активизировать мыслительную активность, внимание, зрительное восприятие.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о времени года. А о каком – вы узнаете, если правильно составите слово.
Дети составляют слово ЗИМА по первым буквам предложенных картинок.
Педагог: - Я приготовила для вас много интересных заданий, которые помогут вам придумать интересный рассказ о зиме.
2. Последовательность времён года.
Педагог: - Вот необычные картинки-загадки. Сложите картинку, узнаете отгадку.
Дети складывают разрезные картинки, изображающие разные времена года.
Педагог: - А сейчас я буду читать интересное стихотворение, а вы мне помогать.
Только будьте очень внимательны:
«Все, конечно, знают это – за зимою будет …
Мы ребят ответить просим – за весной наступит …
Мы спросить хотим вас, дети,
Снег бывает только …»
Педагог: - На самом деле времена года никогда не путаются.
Одно время года приходит на смену другому.
3. Образование относительных прилагательных.
(Выставляется картина с изображением зимы).
Педагог: - «Крыша в шапке меховой,
Снег летит над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … зима.»
Педагог: - Дети, подарите мне красивые зимние слова. Какие вы знаете?
Что бывает только зимой?
• А какая погода зимой, если на улице трещит мороз? (морозная)
• А если дует сильный ветер? (ветряная)
• А если хлопьями валит снег? (снежная)
• А когда на улице завьюжит вьюга? (вьюжная зима)
• А если на улице холод, какая зима? (холодная)
• А если наоборот – когда дует ласковый ветерок, иногда бывает даже капель? (тёплая)
Педагог: - Оказывается, погода зимой бывает разная: и морозная, и снежная, и ветряная, и вьюжная, и холодная, а иногда даже и тёплая.
4. Звуко-буквенный анализ.
Как много разных деревьев на нашей картине.
А что происходит с деревьями зимой?
Дети:- Все деревья укрыты снегом, они спят под снегом, как под снежным одеялом; лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками.
Педагог: - Сегодня утром я услышала разговор двух деревьев. Стоят они рядышком, и одно дерево жалуется другому: -Стою я без листочков, мои голые ветки треплет холодный ветер, они гнутся под снегом». А другое дерево отвечает: - А я никогда не снимаю своё колючее платье. Оно у меня зимой и летом одним цветом».
Педагог: - Вы догадались, какие деревья вели разговор? (Ёлка и)
А у какого дерева ещё всегда зелёное платье? (У сосны)
А вот какое лиственное дерево жаловалось ёлочке, вы узнаете, если разгадаете ребус.
Педагог: - Подумайте, как выложить буквы, чтобы получилось слово – название дерева. ЛИПА
Какая первая буква в слове? Вторая? Третья? Последняя?
Сколько всего букв в этом слове? (Четыре)
На каком месте стоят гласные буквы? (На 2-ом, 4-ом)
На каком месте согласные? (На 1-м, на 3-м).
Какая согласная твёрдая? Какая мягкая?
-Все деревья зимой отдыхают, спят под тёплыми снежными шапками.
Лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками.
5. Чтение слогов и синтез слов.
Педагог: - А как изменяется зимой жизнь птиц?
Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётныё)
А как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы)
Педагог: - Какие птицы зимуют в наших краях, мы узнаем, когда вы правильно сложите слова из слогов.
Прочтите слова (сорока, ворона, сова, воробей, синица)
Посчитайте, сколько слогов?
Какое слово самое короткое? (сова)
В названиях каких птиц слышится звук Р? (воРона, соРока, воРобей)
Как мы помогаем птицам зимовать? (делаем кормушки, приносим корм, устраиваем птичьи столовые)
6. Динамическая пауза:
«Мы замёрзли с вами,
Хлопаем руками.
Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три!
Мы замёрзли с вами,
Топаем ногами.
Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три!
Педагог: - А ёщё как погреемся?
«Снег идёт, снег идёт,
Дворник улицу метёт.
Мы катаемся на лыжах
И встаём мы на коньки.
Мы катаемся на санках
И играем все в снежки».
7. Образование относительных прилагательных.
Педагог: - А почему люди не замерзают зимой? (носят тёплую одежду, играют в разные игры)
-Да, зимняя одежда особенная, тёплая. А почему она тёплая? (Выставляются картинки с изображением предметов одежды)
- Какие шапки вы носите зимой? Почему они тёплые? Из чего шьют зимние шапки?
(из меха)
Какую ещё одежду шьют из меха? (шубы, рукавицы)
Педагог: - Как называется одежда, которую шьют из меха? (меховая)
Какую одежду вяжут из шерсти? (свитер, варежки, кофта, шапка, носки, перчатки)
Как называется одежда, которую вяжут из шерсти? (шерстяная)
А что вяжут из пуха? Как мы называем такую одежду? (пуховая)
Педагог: - Действительно, зимой люди носят тёплую меховую, шерстяную, пуховую одежду, поэтому и не мёрзнут.
8. Употребление предложно-падежных конструкций.
(Выставляются картинки с изображением зимних развлечений)
Педагог: - А дети тоже не боятся мороза и любят играть в зимние игры.
На чём катаются дети зимой? (на лыжах, санках, коньках, ледянках)
- А на клюшке любите кататься? (нельзя кататься, играют в хоккей)
Педагог: - Когда вы вырастете, будете заниматься спортом.
Как называют спортсменов, катаются на лыжах? (лыжники)
Бегают на коньках? (конькобежцы)
Танцуют на коньках? (фигуристы)
Играют в хоккей? (хоккеисты)
Катаются наперегонки на санках? (саночники)
Педагог: - Какие интересные игры и развлечения дарит зима детям и взрослым!
9. Составление описательного рассказа о зиме по опорным картинкам.
- Как много мы говорили сегодня о зимушке-зиме.
Давайте составим интересный рассказ об этом времени года.
А рассказывать будем по цепочке друг за другом. И помогут вам в этом картинки:
• Какая погода зимой?
• Что происходит зимой с деревьями?
• Как живётся зимой птицам?
• Как одеваются люди?
• Чем любят заниматься зимой дети и взрослые?
•
10. Итог занятия.
- Вам понравился рассказ, который вы составили все вместе?
На память я подарю вам кружевные, узорные, воздушные снежинки.