Елена Попугаева
Конспект занятия по развитию речи «Весна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Обобщать, систематизировать знания детей о весне.
• Закрепить время года, знать и называть весенние месяцы.
• Познакомить с приметами весны
• Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
• Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
• Активизировать словарь по теме: «Весна».
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать у детей объяснительную речь
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать интерес и любовь к природе нашего края.
Словарь: Весна, апрель, март, май, оттепель, солнце, облака, капель, проталина, ручей, лужа, лед, ледоход, подснежник, весеннее, яркое, лучистое, теплое, серый, талый, грязный, ноздреватый, долгожданная, теплая, наступать, таять, пригревать, капать, появляться, журчать, ломаться (лед).
Методы и приё мы : картинки с приметами весны, загадки, художественное слово, вопросы, дидактическая игра «Составь картину», дидактическая игра «Весенние заплатки».
Ход занятия:
Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.
• Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Его весной и летом
Видим мы одетым
А осенью бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
• В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
• Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)
• Глядит из-под снега
Зеленый росток
Он первый весенний студеный цветок (подснежник)
Воспитатель: -К какому времени года подходят эти картинки?
Дети: -Эти картинки подходят к времени года весна.
Воспитатель: - Сколько месяцев длится весна, перечисли их?
Дети: - Весна длится 3 месяца.
Воспитатель: -А как называется 1 месяц весны?
Дети: -1 месяц весны март
Воспитатель: - В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему?
Дети: -Потому что появляются проталины.
Воспитатель: -Давайте вместе, прохлопаем это слово.
Воспитатель: -А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).
Воспитатель: - В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.
Воспитатель: - А как называют 2 весенний месяц?
Дети: - 2 весенний месяц называют апрель.
Воспитатель: -Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.
Воспитатель: -А кто знает, почему снег становится ноздреватым?
Воспитатель: -Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.
Воспитатель: -Давайте вместе, прохлопаем это слово.
Воспитатель: - А кто знает, почему снег темнеет?
Дети: - Снег темнеет, потому что он грязный.
Воспитатель: - Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега)
Воспитатель: - А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?
Дети: – Это месяц так называют, потому что снег тает и превращается в воду.
Воспитатель: - Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?
Дети: - Это называют ледоходом.
Воспитатель: -Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?
Дети: - Первые весенние цветы, это подснежники.
Воспитатель: - А кто знает, почему и их так назвали?
Дети: - Потому что они растут из-под снега
Воспитатель: - Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация)
Воспитатель: - А как называется 3 месяц весны?
Дети: - Май
Воспитатель: - В народе его называют – «травень», «цветень».
Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания?
Дети: - Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.
Воспитатель: - В мае уже снега нет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.
Воспитатель: - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?
Д/ игра «Картина для весны»
Воспитатель: - А давайте, подарим картину для весны, которую, мы сейчас с вами сделаем.
( ребенок подходит и выбирает картинку и прикрепляет ее к мольберту со словами:
Дети: - Солнце весной светит ярче.
- Снег весной тает
-Ручьи весной бегут
-Птицы весной прилетают и т. д.
Воспитатель: - Красивая картина получилась, как вы думаете, она весне понравится?
Воспитатель: - О чем мы с вами сегодня говорили?
-Какие 3 весенних месяца вы знаете?
-Назовите мне весенние признаки
-Что вам на занятии понравилось.