Надежда Китаева
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе «Лесной доктор«
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Конспект
организованной образовательной деятельности по развитию речи
для детей подготовительной к школе группе
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе „Лесной доктор„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
( интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
Составила:
Н. А. Китаева, воспитатель
Саранск – 2021
Программные задачи:
Образовательные:
- закрепить представление детей о дятле; продолжать учить детей пересказу по мнемотаблицам;
- закреплять употребление простых предлогов в речи детей;
- пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»;
- обогащать лексику детей причастиями;
- напомнить детям правила о предложении;
- вычленение предложений из микрорассказа.
Развивающие :
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, лесным обитателям через знакомство с произведением «Дятел».
Материал к занятиям :
Демонстрационный:
1. ТСО:
- Экран;
- Кинопроектор;
- Презентация «Лесной доктор»;
- Аудиозапись звуков леса и стука дятла.
Методические приемы:
• слушание аудиозаписи звуков леса и пения птиц;
• слушание аудиозаписи звука дятла и загадка о дятле,
• рассказ воспитателя о дятлах с просмотром презентации «Лесной доктор»;
• чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»;
• беседа по содержанию рассказа;
• физминутка «Дятлы»;
• повторное чтение и составление плана рассказа М. Пришвина «Дятел»;
• пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу;
• дидактическая игра «Образуй новое слово»;
• дидактическая игра «Потерялись маленькие слова»;
• дидактическая игра «Посчитай количество предложений»;
• дидактическая игра «Придумать предложения, состоявшие из одного слова, двух, трех слов».
• метод похвалы и поощрения.
Словарная работа: развилина, врачеватель, дремучий.
Предварительная работа: чтение рассказов о зимующих птицах: Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Г. Скребицкий и В. Чаплина «Появились синички»; И. Соколов-Микитов «Глухари», «Тетерева». Рассматривание картинок, слайдов с изображением зимующих птиц.
5. Последующая деятельность: во время прогулки по лесу собрать шишки.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети: Пение птиц, шум леса.
Воспитатель: В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поёт или кричит. Но одну птицу всегда легко узнать. (Включаю аудиозапись стука дятла)
Воспитатель: Кто это стучит?
Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый…
Дети: Дятел.
Воспитатель: Правильно, дятел. Что вы знаете об этой птице?
Высказывания детей : Дятел – зимующая лесная птица.
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо. А вот что я знаю про дятлов, послушайте:
Дятлы бывают разные: зеленый, черный, пестрый. Чаще всего встречаются пестрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю. Пища дятла – различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своими крепким и острым клювом. Дятлы так же едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.
За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее ста деревьев.
Дятел – охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица. В народе дятла называют лесным доктором.
Рассказ воспитателя сопровождается просмотром презентации «Лесной доктор».
2. Воспитатель: У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется «Дятел». Предлагаю вам послушать его:
«Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по столу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.
И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв то занят.
Тогда дятел, совсем как человек сделал бы, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый и деловой.»
3. Вопросы по тексту рассказа:
Воспитатель: Как называется рассказ?
Дети: Дятел.
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Михаил Пришвин.
Воспитатель: Что дятел нёс в клюве?
Дети: - Шишку.
Воспитатель: Куда он нёс еловую шишку?
Дети: На берёзу, в мастерскую.
Воспитатель: До какого места пробежал дятел с шишкой?
Дети: До знакомого места, до развилины.
Воспитатель: Что увидел дятел в развилине?
Дети: Отработанную шишку.
Воспитатель: Какое горе у дятла?
Дети: Нечем сбросить старую шишку, клюв занят.
Воспитатель: Что придумал дятел, чтобы сбросить отработанную шишку?
Дети: Зажать новую шишку между грудью и деревом и освободить клюв.
Воспитатель: С кем сравнивает автор дятла?
Дети: С человеком.
Воспитатель: Что дятел сделал потом?
Дети: Поместил новую шишку в мастерскую и заработал.
Воспитатель: О чем говорит этот поступок дятла? Какой он?
Дети: Умный, сообразительный, мудрый, догадливый, трудолюбивый.
4. Физминутка «Дятел» :
Вот на ветки прилетели (взмахи руками)
В красных шапках дятлы, (руки на затылок)
Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками)
Греются на солнышке. (руки в замок за спину, прогнуться)
Головой вертят, (повороты головы)
Улететь хотят. (взмахи руками).
«Кыш! Кыш!» Улетели
И за парту тихо сели.
5. Воспитатель: Я прочту рассказ еще раз, а вы его будете пересказывать. Повторное чтение текста рассказа.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемотаблицу, на которой схематично изображены части рассказа и попробовать его пересказать.
Воспитатель: О чем вы будете рассказывать вначале?
Дети: Летел дятел.
Воспитатель: Что произошло затем?
Дети: Сел на березу.
Воспитатель: Что случилось дальше?
Дети: Какое горе!
Воспитатель: Чем рассказ заканчивается?
Дети: Находчивый и умный дятел.
Воспитатель напоминает еще раз план рассказа:
1. Летел дятел.
2. Сел на березу.
3. Какое горе!
4. Находчивый и умный дятел.
Воспитатель: Рассказывать будем по цепочке.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, следуя предположенному плану.
6. Встаньте, пожалуйста, передо мной в полукруг на ковре, сейчас мы поиграем, будем подбирать нужные слова. Кому я бросаю мяч, тот и отвечает.
Дидактическая игра «Образуй новое слово»
Дети образуют новые слова (причастия) по образу педагога:
- Летит дятел - дятел какой? (летящий)
- Дятел сидит на березе - дятел какой? (сидящий)
- Дятел побежал вверх по стволу - дятел какой? (побежавший)
- Дятел выбросил старую шишку - старая шишка, выброшенная дятлом;
7. Дидактическая игра «Потерялись маленькие слова». Воспитатель снова читает рассказ, намеренно пропуская предлоги. Дети угадывают, какой предлог (маленькое слово) пропущен, вставляют их.
8. Дидактическая игра «Посчитай количество предложений». Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы и посчитать количество предложений в них.
Микрорассказы для определения количества предложений:
Осень
Наступает осень. С деревьев падают сухие листья. Дети гуляют в саду.
Зима
Зима. Кругом лежит белый снег. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
Весна
Наступает весна. Снег тает. Булькает вода в канавах. Звенит капель.
9. Дидактическая игра «Придумать предложения, состоявшие из одного слова, двух, трех слов». Воспитатель предлагает придумать предложения, состоявшие из одного слова, двух, трех слов.
Итог занятия :
Воспитатель: Какой рассказ пересказывали?
Дети: Дятел
Воспитатель: Кто запомнил автора рассказа?
Дети: М. Пришвин
Воспитатель: Что нового узнали на занятии о дятле?
Дети: Дятлы бывают разные: зеленые, черные, пестрые. Они лечат в день сто деревьев. Дятел – лесной доктор.
Воспитатель: Чем понравилось Вам занятие?
Дети: Слушали пение птиц, посмотрели презентацию про дятлов; придумывали рассказ про дятла с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось занятие, особенно то, как активно и хорошо Вы отвечали. А теперь Вам небольшие сувениры из леса - шишки, которые вам отправил пестрый дятел.
Список использованной литературы:
1. А. Э. Брем. Жизнь животных. Птицы. - М. : ТЕРРА, Т. 2, 1992;
2. Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме "ПТИЦЫ". - М. : " Издательство ГНОМ и Д", 2008;
3. В. В. Коваленко, С. В. Коваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2001, с. 33-34;
4. В. В. Коваленко, С. В. Коваленко. Развитие связной речи. - М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2001, с. 13-17.
МНЕМОТАБЛИЦА