Максимова Светлана Вячеславовна
Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы с применением технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей 2 младшей группы с применением технологии ТРИЗ.
Автор : Максимова Светлана Вячеславовна.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Катаемся на санках».
Цель: научить детей составлять рассказ по сюжетной картине, используя методы ТРИЗ.
Задачи:
Образовательная: связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, составлять рассказ вместе с воспитателем;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивающая : закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением (тепло-холодно, широкий-узкий);
Воспитательная: воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость.
Материалы: музыкальное сопровождение (тихая спокойная музыка, картинки с изображением художника, семьи, санок, снега, зимней одежды, конверт, картина.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Рано-рано поутру мы затеяли игру.
Встали дети все в кружок,
Поздоровайся, дружок?
(дети поворачиваются и приветствуют друг друга)
Здравствуй, друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Мотивация. Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес письмо и посылку. Вам интересно, что в нем? Давайте же скорее откроем.
«Дорогие ребята, пишет вам Дедушка Мороз! Я давно за вами наблюдаю и вижу, что все вы умные и добрые ребята и любите играть в разные игры! Очень хочу подарить вам новую игру, но сначала отгадайте, что нарисовано на картине, которую я вам прислал. Желаю удачи!»
Воспитатель: Ребята, вы хотите отгадать, что нарисовано на картине, и получить игру в подарок? (Дети отвечают).
(Воспитатель размещает картину на мольберте)
2. Основная часть.
ТРИЗ. Метод каталога (наводящие вопросы, вспомогательные картинки).
Воспитатель: Ребята, кто рисует картины? (художник)
Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Зиму)
Воспитатель: Кто нарисован на картине? (мама и дети)
Воспитатель: Кто везёт санки? (большой мальчик)
Воспитатель: Как его зовут? (дети сами придумывают имя большому мальчику). Дима.
Воспитатель: … – большой мальчик, он старший брат. Ребята, посмотрите на, как он одет?
Воспитатель: Кого везёт Дима на санках? (девочку и мальчика)
Воспитатель: Девочка – это Димина сестра, младшая. Как её зовут?) (дети предлагают имя для девочки) Валя.
Воспитатель: Какого цвета у Вали пальто, шапочка и сапожки? (красного).
Воспитатель: А маленький мальчик это младший брат Димы.
Воспитатель: Андрюша – маленький, а старший брат Дима - … какой? (большой).
Воспитатель: Какого цвета одежда и сапожки у Андрюши? (синего).
Воспитатель: Когда мама собирала своих детей на прогулку, она им завязала на шею что? (шарфы).
Воспитатель: У Андрюши шарф широкий, а у Валечки - … какой? (узкий).
Воспитатель: Молодцы! А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Наконец пришла зима (хлопают в ладоши)
Стали белыми дома (руки домиком над головой)
Снег на улице идёт (круговые махи руками)
Дворник улицу метёт (наклонившись, машут руками влево-вправо)
Мы катаемся на санках (приседают, руки вперед)
Пишем на катке круги (кружатся на месте)
Ловко бегаем на лыжах (имитируют движение - ходьбу на лыжах)
И играем все в снежки (имитируют бросание снежков)
Воспитатель: Ребята, сейчас садитесь удобнее, я вам расскажу, что однажды произошло.
Воспитатель: мама и дети гуляют. Старший брат Дима катает на санках сестру Валю и брата Андрюшу. Дима повёз санки быстро, Андрюша не удержался и упал. Мама кричит: «остановись, Дима, Андрюша упал!». Андрюша не плачет. Мама посадила Андрюшу на санки и сказала: «держись за Валю крепко и не упадёшь!». И они поехали дальше.
Воспитатель: вот какая история однажды произошла.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет рассказать эту историю? (заслушивается 2 рассказа).
А сейчас, ребята, давайте поиграем.
ТРИЗ. Метод синектика - личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь объекта в проблемной ситуации.
Игра «Оживи картину».
А хотите сами стать волшебниками? (ответы детей) Тогда попробуем с вами оживить картину.
Сейчас я оживлю белую ткань, и это будет снег (воспитатель расстилает белую ткань, вот санки, мишка. Кто, каким объектом, хочет стать? (дети выбирают объекты и становятся на места).
Какая картина у нас получилась, просто не отличить от оригинала,
сейчас я вас сфотографирую.
3. Рефлексия.
- Вам понравилось составлять рассказ по картине?
- Давайте вспомним, что было самым интересным?
За то, что вы такие внимательные и умные, Дед Мороз дарит вам игру «Собери картинку».