Алина Большакова
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
Лексическая тема: Домашние животные.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы „Составление рассказа по серии сюжетных картинок „Клубок“» размещена в разделах
- Клубок, клубочки для котят. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию).
Задачи:
Образовательные:
- Активизация и актуализация словаря по лексической теме
- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами
-онок-, -енок-)
- Умение подбирать прилагательные к существительному.
Коррекционно - воспитательные:
- Развитие связной речи
- Мышления
- Зрительного внимания и восприятия
Воспитательные:
- Формирование взаимопонимания и доброжелательности
- Формирование навыков сотрудничества
Интеграция областей:
«Познание», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное»
Оборудование:
- Магнитная доска, сюжетные картинки «Клубок» (2 комплекта, клубки шерстеных ниток в корзине на каждого ребенка, колокольчик, «чудесный мешочек» с хорошо иллюстрированной книгой, мяч.
ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма и чтение рассказов о котятах, Д/И «Что сначала, что потом».
Список источников основного содержания занятия : серия сюжетных картинок Нищева Н. В.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Создание положительного эмоционального фона.
(Педагог звонит в колокольчик)
– Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Совершенствование грамматического строя речи
У меня «волшебный мяч». Давайте поиграем немного и вспомним, как называют детенышей домашних животных.
Дидактическая игра «У кого – кто?»
Воспитатель: У собаки есть….
1 ребенок: Щенок
Воспитатель: У коровы есть…
2 ребенок: Теленок
Воспитатель: У лошади есть …
3 ребенок: Жеребенок
Воспитатель: У козы есть…
4 ребенок: Козленок
Воспитатель: У овцы есть…
5 ребенок: Ягненок.
Воспитатель: А у кошки есть …
6 ребенок: Котенок.
Воспитатель: Молодцы! Никто не ошибся.
(убираю мяч)
2. Основная часть.
- Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.
Предлагаю ребятам присесть на ковер. Интересуюсь - удобно ли им?
- Сегодня я приготовила для вас «чудесный мешочек». Как узнать, что там лежит?
Дети: Можно посмотреть.
- А как еще узнать?
Дети: Можно потрогать.
- Хотите попробовать угадать?
Дети обследуют мешок, описывают свои ощущения.
Дети: Это жесткое, твердое, прямоугольное, что-то толстое, похожее на книгу.
Воспитатель: Давайте заглянем и достанем предмет, но сначала попробуем угадать.
«Там живут рассказы, сказки,
Комиксы стихи раскраски,
Все девчонки и мальчишки,
Любят их. Ведь это … (книжки)».
Дети развязывают мешок и достают книгу, передают воспитателю.
Воспитатель: Да, это книга. О чем она?
Дети: Эта книга о животных.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Вы нам ее читали, можно догадаться по картинкам.
Воспитатель: Вы все верно рассказали. Книгу можно рассматривать и слушать интересные разные истории и сказки. Знаете ли вы, кто сочиняет эти истории? Как называется профессия этих людей?
Дети: Это писатели.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли писателей. Попробуем с вами тоже сочинить историю про одного маленького шалунишку. Хотите попробовать? Ну тогда догадайтесь, о ком я говорю.
- Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия.
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки?
Дети: Это котенок.
Воспитатель: По каким признакам вы догадались?
Дети: Он любит играть, у него есть коготки.
Педагог предлагает детям немного отдохнуть. Приглашает детей встать в круг и выполнить уже знакомое упражнение.
Физкультурная минутка «Котенок»
На доске появляется изображение котенка. (слайд № 1)
Педагог приглашает ребят подойти поближе и рассказать какой котёнок.
Дети: Он очень маленький, рыженький, красивый. У него есть глазки, ушки, хвостики т. д.
Воспитатель: Вот о таком маленьком котеночке мы и придумаем наш рассказ. А помогут нам выполнить это задание вот эти картинки.
(Педагог показывает детям конверты, в которых лежат серия сюжетных картинок «Клубок» и предлагает детям разделиться на две группы и присесть за столы для выполнения задания).
Воспитатель: Рассмотрите картинки и разложите их в правильном порядке. Работайте дружно и тогда у вас все получится. (Дети выполняют задание стоя за столами). Отлично справились! А теперь внимательно рассмотрим их.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики. Вызванный ребенок выкладывает картинки в правильном порядке на магнитной доске.
На экране появляется первая картинка (слайд № 2)
Воспитатель: Кого вы видите на рисунке? Что они делают?
Дети: Мы видим бабушку и котенка. Бабушка сидит в кресле. Она вяжет носок. Котёнок спит в корзинке. На полу лежат разные клубочки.
На экране появляется вторая картинка (слайд № 3)
Воспитатель: Молодцы. А что рассказывает нам второй рисунок?
Дети: Бабушка уснула. Котёнок проснулся и начал играть с клубочками. Он думал, что это мышки.
Воспитатель: Как котёнок играл с клубками?
Дети: Он прыгал на них, катал их по полу.
Воспитатель: А какое настроение у котёнка?
Дети: Хорошее, веселое. Ему очень весело.
На экране появляется третья картинка (слайд № 4)
Воспитатель: А что вы видите на последнем рисунке?
Дети: Бабушка проснулась. На полу всего один большой клубок, из которого торчит хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием
Воспитатель: А теперь немного подумайте и попробуйте составить рассказ (Дать немного времени для обдумывания).
Вы можете придумать имя котёнку. Можете начать свой рассказ со слов «Однажды вечером». Придумать название своему рассказу. Кто хочет уже рассказать свой рассказ.
Выслушиваются 2-3 рассказа по очереди. Педагог предлагает детям высказаться об услышанном и выбрать лучшего рассказчика.
«Клубок»
Однажды вечером бабушка решила немного отдохнуть, она взяла вязанье и села в кресло. Котёнок Дымок удобно устроился рядом с ней и сладко уснул в корзине с клубками. В комнате было тихо, только тихо тикали часы. Бабушка задремала. А Дымок проснулся и начал играть с клубками. Он представлял себе, что это мышки. Котёнок прыгал на них, катал по полу и не заметил как запутался в нитках. Когда бабушка проснулась, она с удивлением обнаружила на полу большой клубок ниток из которого торчал хвостик котёнка. Вот каким проказником оказался Дымок.
- Развитие ловкости, ручной умелости, тонкой моторики.
Воспитатель: У меня для вас есть веселая игра. Нужно смотать вот эти клубочки.
Игра – соревнование «Кто быстрее?»
(детям предлагается смотать нити в клубок).
Затем педагог приглашает детей сесть за столы, на которых уже приготовлены листы бумаги и цветные восковые мелки.
Воспитатель: Нарисуйте большие клубки, похожие на тот, в котором запутался котёнок. Поставьте в центре листа точку и начинайте рисовать от не спираль по часовой стрелке: слева направо, отходя от центра все дальше. Линии - это нити вашего клубочка, должны находиться близко друг к другу, и не соприкасаться, чтобы клубок получился плотным. (дети выполняют задание. Педагог осторожно комментирует и направляет работу каждого ребенка.).
3. Рефлексия
Педагог собирает вокруг себя детей и подводит итог, отмечает любое достижение каждого ребенка.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- Как называется профессия людей сочиняющих разные истории и сказки? И т. д.
- Вы все сегодня большие молодцы.