Ирина Яськова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
Программное содержание:
-связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг
друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
-словарь и грамматика: развивать умение выделять при сравнении явлений
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление
загадок, синонимов;
-звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] -
[с’], [з] - |У], совершенствовать умение дифференцировать их на слух,
подбирать слова с этими звуками, измерять силу голоса, темп речи.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться красотой
зимнего пейзажа.
Предварительная работа: на прогулке: наблюдения за красотой зимнего пейзажа (деревья оделись в белые шубки, снег укрыл землю белым покрывалом и т. п., лепка снеговика, катание на санках; дидактические игры: «Снежинки», «Я начну, а вы продолжите», «Нарисуем картину словами», «Первый снег», «Скажи, какой?»; заучивание стихотворения М. Карем «Снеговик»; отгадывание загадок.
Материал: картина «Саша и снеговик», мяч.
Ход занятия:
Двор в снегу. Белы дома.
Это к нам пришла (зима)
1. Дидактическая игра «Послушай и запомни».
Цель: Формировать умение выделять в художественном тексте слова, образные выражения по теме «Зима»
Детям читается рассказ о зиме. По окончании его прослушивания детям предлагается вспомнить все слова на тему «Зима», которые встречались в данном рассказе. За каждое слово дети получают фишку - елочку. По окончании задания фишки подсчитываются.
Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? (ответы детей) В. Зима - чудесное время года. Не, правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? Я не ошиблась - так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Воспитатель демонстрирует картину «Саша и снеговик» («Развитие речи в картинках: занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям О. С. Ушаковой»).
2. Вопросы к детям. - Как можно назвать картину?
- Какое время года и какое время суток изображено на картине?
- Что можно сказать про зиму? Какая она?
- Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день
был ясный и морозный?
- Что увидел мальчик Саша на улице? Какой был снеговик? Опишите
его.
- На что в картине хочется подольше посмотреть? На что
полюбоваться? О чем подробнее рассказать?
3. Коллективное составление рассказа по плану.
В. Придумайте рассказ о том, что изображено на картине. Говорить будете по очереди: одни начинают рассказ, другие продолжают и заканчивают. Вначале расскажите, когда это было, какой был день, затем расскажите о снеговике, которого мальчик Саша увидел на улице. Подумайте, как лучше закончить рассказ.
По просьбе воспитателя кто-нибудь из детей воспроизводит последовательность изложения материала. Дети рассказывают.
В. Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времен года? (Ответы детей) В рассказе Владислава было выражение: «Елки все в снегу». Давайте попробуем сказать по-другому.
Д. Елки нарядились в белоснежные шубы, на мохнатых лапах елей лежал
пушистый белый снег, зимушка-зима укутала ели белоснежным покрывалом.
В. А в рассказе Алины было выражение: «У снеговика были черные глаза,
нос морковкой и ведро на голове. Давайте попробуем сказать по-другому.
Д. Глаза снеговика как большие черные пуговицы, вместо носа ярко
оранжевая морковка, а на голове синее металлическое ведро вместо шляпы, на котором сверкают серебристые снежинки.
4. Пальчиковая гимнастика «Снежок».Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальчики по - одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
5. Составление загадок-описаний (подбор определений к
существительным, например: Морозная, снежная - что это? Затем
воспитатель загадывает 2-3 загадки на тему зимы:
Скатерть бела,
Весь мир одела.
(снег)
На деревья, на кусты С неба падают цветы.
Белые, пушистые, Только не душистые.
(снег)
Меня не растили
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза - угольки,
Губы - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой?
(снеговик)
6. Дидактическая игра «Кто больше» (с мячом).
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на картину «Саша и снеговик» и предлагает назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком [с] - [с’]. Дети называют.
В. Вспомните слова со звуком [с] - [с’], обозначающие зимние предметы и явления, которых на картине нет. Дети называют.
Аналогичные задания задаются на звуки [з] - [з’].
7. Заучивание скороговорки.
Сидел воробей на сосне.
Заснул - и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Скороговорка повторяется четыре раза: вначале медленно, затем быстро, далее громко и, наконец, тихо. Воспитатель следит за отчетливым произношением слов, нужной громкостью и скоростью.
Итог. Рефлексия. Ребята, чем мы сегодня занимались? С какой картиной мы сегодня познакомились? Молодцы!