Прокопенко Елена
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Вид деятельности: составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по картине „Лиса с лисятами“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: обучение связному последовательному составлению рассказа с наглядной опорой на картину.
Программные задачи:
— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;
— учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании; подбирать антонимы;
— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.
Методы и приемы работы с детьми:
1. Наглядный:
- Рассматривание картины.
2. Игровой:
- Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей.
3. Словесный:
- Беседа, подготавливающая к восприятию картины.
- Художественное слово (загадки, чистоговорки.
- Целевая установка на составление рассказа по плану.
- Образец рассказа.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.
Демонстрационный материал: игрушка лиса, картина "Лиса с лисятами", план-схема составления рассказа.
Этапы Ход занятия Примечание
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начинаем занятие. Давайте проверим все ли готовы? Встаньте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить.
Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. У меня хорошее настроение. И я хочу передать свою улыбку вам по кругу. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева. (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.) Дети стоят в кругу.
2. Основная часть. В. – ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию, а куда, вы узнаете, внимательно послушав (Звучит музыка леса).
Куда мы с вами попали?
Д. – в лес.
В. – молодцы! А, как вы догадались? Что вы услышали?
Д. – пение птиц, шум деревьев, стрекот насекомых
В. – мы действительно попали в лес! Ну что ж, добро пожаловать на лесную полянку.
Какие звери живут в лесу?
Д. -дикие
В. – Ребята предлагаю поиграть в лесную школу и прежде, чем сесть на стул, каждый назовет дикое животное, в качестве которого он будет присутствовать в лесной школе, но вы должны запомнить это животное, а в конце занятия я спрошу кем вы были.
Д. – лиса, медведь, кабан, заяц, белка, лось, олень, волк, еж, бобр, крот, мышь, бурундук, барсук, тигр, рысь.
В. - сегодня на урок в нашу лесную школу придет гость, а кто, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадет.
Д. - Лиса.
В. – верно, а вот и она – рыжая лиса!
Давайте споем про нее распевочку:
Са-са-са-са-са-са- это рыжая лиса,
Су-су-су-су-су-су- много дела у лисы,
Со-со-со-со-со-со- она крутит колесо,
се-се-се-се-се-се- в гости мы пойдем к лисе.
Дети называют животное и садятся на стульчик.
Воспитатель выносит игрушку.
3. Рассматривание картины «Лиса с лисятами» В. - ребята посмотрите, что нам принесла лисица. Это картина. Давайте рассмотрим картину, кто изображен на этой картине?
Д. – Лиса, лисята.
В- Какое время года, на картине?
Д. – Лето.
В. - Что можно сказать о лисе, она какая?
Д. - дикая, заботливая, хитрая, плутовка, рыжая.
В. - Какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик?
Д. - Глазки хитренькие, умные, ушки треугольничком, хвост пушистый, красивый.
В. – Что делает мама лиса?
Д. - Присматривает за лисятами, охраняет, заботится, учит.
В. - Что можно сказать о лисятах?
Д. – Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные.
В. - Что они делают?
Д. - Лисята играют, кувыркаются, прыгают, они учатся охотиться.
В. - А чем питаются лисята?
Д. - Мелкими животными, которых добывает для них мама. На доске открывается картина «Лиса с лисятами»
3. Физминутка В. - Ребята, давайте поиграем.
Выходите.
«Подойдите все ко мне. Сделайте круг, и представьте, что вы маленькие лисята, а я ваша мама-лисица. Как лисята играют? Вы находитесь на поляне, ковёр - это наша поляна. У лисят есть звери, которых они боятся- это волк и медведь, а есть звери, с которыми они дружат, пока они маленькие.
Вот мы сейчас с вами поиграем. Если я скажу: «идёт медведь», - подходите ко мне., и встаёте прямо, если зайчата. То вы прыгайте, играйте по всей поляне». А если я говорю: «волк идёт»,-вы подбегаете ко мне и садитесь на корточки. (играют в игру)Ребята покажите мне, как лиса учит своих лисят подкрадываться к мышке. Подкрадитесь к своим стульчикам и садитесь на них. Дети встают со стульчиков, выходят на середину группы.
Дети выполняют упражнения согласно тексту.
4. Соствление рассказа. В. – Давайте с вами составим рассказ по этой картине, но, чтобы у нас получился рассказ нам нужен план.
- 1. Где живет? (в лесу, в норе;
- 2. Кто живет? (лиса с лисятами;
- 3. Какое время года? (лето;
- 4. Что делала лиса? (наблюдает, охраняет, поймала и принесла мышек, учит лисят охотиться;
- 5. Что делают лисята? (играют, резвятся, охотятся;
- 6. Итог, как они себя чувствуют? (хорошо.
В. - Вот такой рассказ получился у меня.
«Жила-была в лесу, в норе лиса с лисятами. Однажды, летним, солнечным днем, вывела лиса лисят поиграть на полянку. Мама лиса поймала мышек и принесла их своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лисята прыгают, играют. А мама лиса спокойно лежит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на полянке. У них заботливая мама.»
В. – А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Д. - Составление рассказа детьми. Воспитатель изображает план схему ответов на доске.
Примерный рассказ воспитателя.
5. Итог В. – Ребята, понравился вам рассказ? Чем?
Чему вы научились сегодня?
Д. – Научились составлять рассказ по картине с помощью плана.
В. – Лисе тоже понравился ваш рассказ, она вам говорит спасибо, ей пора возвращаться домой к своим лисятам.
В. – Наше занятие заканчивается, теперь каждый повторит кем он был в лесной школе. Всем спасибо, за то, что хорошо работали.