Татьяна Становова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующего обучения «Снежная зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе.
Тема: «Снежная зима»
Цель: активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по данной лексической теме. Упражнять в составлении последовательного описательного рассказа о зиме с помощью схем – подсказок. Обучать составлению простых и сложных предложений с предлогами и союзами. Упражнять в согласовании существительного с числительным в роде, числе, падеже. Познакомить с понятием «родственные слова». Учить подбирать «родственные» слова. Улучшать качество слоговой структуры слов. Повышать речевую активность на занятии. Развивать общую моторику и мелкую моторику рук. Включать здоровье-сберегающую гимнастику для глаз, как упражнение для концентрации зрительного внимания и сохранения качества зрения.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующего обучения „Снежная зима“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Ход занятия:
1) «Повтори не торопись, да смотри не ошибись»
(Нужно повторить слова в той последовательности, в какой они были предложены логопедом. Четко проговаривать каждое слово.)
СНЕГОКАТ – СНЕГОПАД – СНЕГОХОД
СНЕГОХОД – СНЕГОПАД – СНЕГОКАТ
СНЕГОПАД – СНЕГОХОД – СНЕГОКАТ
2) Ответьте на вопросы полным ответом.
Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Назови три зимних месяца. Какое природное явление бывает только зимой? Скажите, какое солнце зимой? Скажите, какое небо зимой? Скажите, какие дни и ночи зимой? Какие деревья зимой? Какие бывают праздники зимой? Что делают зимой медведи, зайцы, белки? Что делают зимой птицы? Как дети забавляются на улице зимой?
3) Послушайте слова:
Снегопад, снегокат, снегоход, Снегурочка, снегирь, снеговик, снежок, снежный, снежинка.
Что объединяет эти слова?
(Все эти слова – родственные. Они произошли от слова – СНЕГ)
4) «Слово к слову подбери – оба слова назови»
Сильный – (снегопад); красногрудый – (снегирь); веселый – (снеговик);
нарядная – (Снегурочка); быстрый – (снегоход); детский – (снегокат);
5) Придумай предложения с этими словами:
Сильный снегопад; красногрудый снегирь; веселый снеговик; быстрый снегоход; детский снегокат; снежная крепость; снежная горка; снежный дом; снежный заяц; нарядная Снегурочка.
6) «Договори мой стих. Добавь нужное слово».
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые … (снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
7) «Посчитай и называй до пяти»
Снеговиков, снегирей, снежинки
8) Физкультминутка.
Как на горке – снег, снег (Выполнять дугообразные махающие движения руками перед собой)
И под горкой – снег, снег (присесть и произвести движения руками перед собой)
И на елке – снег, снег (произвести движения руками сверху – вниз)
И под елкой – снег – снег (нагнуться и произвести «круговые» движения руками)
А под снегом – спит медведь (ладошки вместе и приложить к уху)
Тише – тише – не шуметь (указательный палец подвести ко рту, говорить тихо.)
9) Вот какая у нас Снежная зима!
Давайте про нее составим интересный рассказ. А помогут нам составить этот рассказ – рисунки – подсказки.
В своем рассказе не забывайте про слова – родственники.
(На экране последовательно, после каждого составленного предложения, появляются схематичные изображения.
Знак вопроса; солнце; серое облако; снегопад; ветер; день\ночь; деревья; птицы; снегокат; снеговик; Снегурочка.
Дети составляют последовательный описательный рассказ о зиме.
Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Небо пасмурное, облачное. Часто бывает снегопад. Дует холодный ветер. Ночи стали длинные а дни –короткие. В лесу глубокие снежные сугробы. Медведь спит в берлоге. Заяц стал белым, а белка – серая. Люди одевают теплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах. Дети лепят снеговиков, снежные горки, крепости, играют в «снежки». Зимой все люди празднуют главный праздник – «Новый Год». На Новый год к детям приходит Дед Мороз и Снегурочка. Ни дарят детям подарки.
Итог: Молодцы. А теперь РАЗ – ДВА – ТРИ – все родственные слова вспомни и назови. Занятие наше заканчивается. О чем мы сегодня говорили? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Почему ты любишь зиму? Какой подарок ты хочешь получить от деда Мороза?