Ирина Новикова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Как колосок хлебом стал»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию лексико-грамматических категорий
«Как колосок хлебом стал»
для детей подготовительной к школе группы
Цели :
• Упражнять детей в словообразовании, употреблении синонимии;
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе „Как колосок хлебом стал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
• формировать навыки подбора родственных слов к слову «колос» и «хлеб»;
• совершенствовать навыки связной речи;
• активизировать словарь детей русскими народными пословицами и поговорками;
• развивать внимание, память, мышление;
• воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу;
Оборудование:
Колоски пшеницы, ржи, ячменя, игрушечные мышата Круть и Верть, компьютер, мультимедийная установка, дидактическое дерево и солнце для слов-родственников, пословицы, пиктограммы, свежий хлеб.
Словарная работа:
предметный словарь: рожь, овес, чречиха, ячмень, колосья, колосочек, колосище, хлебец, хлебушек, хлебороб, хлебопек, хлебозавод, хлебопечка.
Глагольный словарь: колосится, родится, веселится;
Словарь признаков: пшеничная, ржаная, ячменная, гречневая, хлебный, золотые, душистый, ароматный, мягкий, хрустящий;
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Сюрпризный момент:
Логопед:
У нас на занятии сегодня гости, сейчас вы узнаете кто:
появляются мышата Круть и Верть, здороваются и загадывают загадку:
Мышата:
-Отгадайте, что у нас есть?
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит
Дети отгадывают загадку: .(Колосок)
Рассматривают колосок пшеницы; каждое зернышко;
2. Введение в тему:
Логопед:
Мы сегодня на занятии расскажем Мышатам, как колосок хлебом стал.
Логопед:
-А какие зерновые культуры мы еще знаем?
Дети: (рожь, овес, ячмень)
Логопед:
-Мышата, а вы знаете, какая мука получается из этих зернышек?
3. Д\ ИГРА: «Что из чего?» с использованием ИКТ:
Из пшеницы- пшеничная мука
Из ржи-
Из риса-
Из гречихи-
Из ячменя-
Из кукурузы-
4. Д\ Игра: «Подбери словечко» с использованием пиктограмм
Логопед:
-У нас есть главное слово «колос»- ему мы и соберем всех его «родственников» с помощью пиктограмм и составим с каждым словом предложение.
5. Предложения:
Мы рисовали пшеничный колос.
Золотые (Ржаные) колосья красиво смотрятся в вазе.
Мы рассматриваем каждый колосок.
Маленький колосочек рассыпается в руках.
Колосится в поле золотая пшеница.
6. Д\ Игра: «Волшебное дерево»
Логопед:
У меня есть волшебное дерево, у дерева самая главная часть-это корень,
У нас корень «ХЛЕБ»
Подберите ему «родственников» :
Главное слово- Хлеб хлебопёк
Слово –предмет, но не главное -Хлебец хлебопечка
Назови ласково- Хлебушек хлебозавод
Слово признак: квас какой? Хлебный Хлебороб
Логопед:
Составить предложение с одним из слов и выложить схему:
Хлебушек надо беречь.
Из хлеба делают хлебный квас.
Я люблю пить чай с хлебцами.
Моя мама работает на хлебозаводе.
Хлебороб-почетная профессия.
7. Физкультминутка;
“Золотая рожь”.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колосья шумят :
“Золотые руки растят”.
Логопед:
Объясните, как вы понимаете «золотые руки».
Пальчиковая гимнастика:
«Пирожки».
Я пеку, пеку, пеку (сжимают и разжимают кулачки)
Деткам всем по пирожку. (загибают пальчики по очереди на одной руке)
А для милой мамочки. (загибают пальчики по очереди на другой руке)
Испеку два пряничка (показывают по 2 пальчика на каждой руке)
Кушай, кушай мамочка (вращают кулачками перед лицом)
Вкусные два пряничка. (показывают по 2 пальчика на каждой руке)
Я ребяток позову (показывают на себя и ладошками зовут к себе)
Пирожками угощу (вращают кулачками перед лицом)
8. Д\ Игра: «Ответь правильно» : с использованием ИКТ
Логопед:
- Чтобы выпечь вкусный хлеб, людям нужно приложить много труда:
Давайте расскажем мышатам люди каких профессий трудятся, чтобы колосок хлебом стал.
1 2 3 4 5
На тракторе работает – Кто? Тракторист,
На комбайне- комбайнер,
Управляет машиной, водит машину- водитель;
На мельнице работает – мельник,
Хлеб печет- пекарь,
Хлеб продает- продавец.
9 .Д\ Игра: «Подбери словечко» (синонимы)
Логопед:
Хлеб-это ценный продукт, это еда.
«ЕДА» -какими словами можно заменить это слово?
-Пища, продукт, корм.
-Еда,продукты и пища- это для людей, а корм –для животных.
10. .Д\ Игра: «Собери пословицу»
Логопед:
Мы с вами знаем много пословиц и поговорок о хлебе :
Приглашаю вас помочь мне собрать рассыпавшиеся пословицы :
Дети собирают из бумажных колосков пословицы;
У кого хлеб родится, тот и веселится.
Если в доме нет куска, так и в доме тоска.
Без хлеба нет обеда.
Логопед:
А какие мы знаем еще пословицы?
11. Сюрпризный момент:
СТУК в дверь:
Воспитатель:
-Вам посылочка.
Логопед:
Давайте посмотрим что в посылке? Достает свежий хлеб, показывает детям:
Вот он хлебушко душистый!
Вот он тёплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло!
.
(хлеб даю попробовать всем детям, какой он на вкус, запах, на ощупь)
12. ИТОГ:
-О чем мы с вами сегодня рассказали нашим гостям?
-Что новое узнали на занятии?
13. Оценка работы детей;