Успенская Любовь
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе для детей с ОНР 4-5 лет.
Тема: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Цель: учить правильно использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Задачи:
• Совершенствовать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с суффиксами –оньк/еньк, -к, ;-онок при образовании названия детёнышей животных);
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий „Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами“» размещена в разделах
• Активизировать словарь по теме «Осень», «Деревья», «Дикие животные», «Части тела», «Посуда»;
• Обучать воспроизведению ритмического рисунка;
• Развивать мелкую моторику, координацию речи и движения;
Оборудование: интерактивная доска ActivBoard, флипчарт «Большой –маленький» (2 вариант –презентация Microsoft Office PowerPoint, су-джок мячики по количеству детей, картинки с большими и маленькими каплями для воспроизведения ритмических рядов, резиновый мяч.
1. Организационный момент.
Упражнение с суджок-мячиком «Клён»
(см. Г. А. Кошлева «Игры на каждый день»)
Слайд 1: Видео «Осенний лес»
Логопед: Какое время года вы увидели? Чем красива осень? Что такое лес? (Мы увидели осень. Осень красива разноцветными листочками. Лес-это место, где много деревьев и живут дикие животные.)
Логопед: Вот и мы с вами оказались в осеннем лесу.
2. Введение в тему.
Слайд 2
Логопед демонстрирует большого и маленького медведя на слайде.
Лес гостей встречает,
С лесными жителями
Познакомить обещает.
Логопед: Посмотрите кто это идёт по лесной дорожке? Придумайте им имена. Большого зовут Миша, Михаил, а маленького….(Мишенька, Мишутка).
3. Игра «Миша – Мишенька»
Дети рассматривают медведей, проводят сравнение. Логопед начинает фразу, а дети её заканчивают.
- Это большой медведь Миша, а это маленький медвежонок (Мишенька)
-У Миши большая голова, а у Мишутки маленькая (головка)
- У Миши большие уши, а у Мишутки маленькие. (ушки)
- У Миши большие лапы, а у Мишутки маленькие, …. (лапки)
У Миши большой нос, а у Мишутки маленький …. (носик) и т. д.
4. Игра «Расставь посуду»
Слайд 3: 2 стола -большой и маленький и посуда.
Вот в избушку мы зашли,
Непорядок у мишек там нашли.
Логопед: Помогите Мишутке и Михайло Потаповичу расставить посуду к обеду. Большую –Мише, маленькую Мишутке:
Миска-мисочка, чайник-чайничек, стакан-стаканчик, вилка-вилочка, чашка-чашечка, ложка-ложечка.
Дети определяют и объясняют свой выбор.
5. Игра «Мама-малыш»
Медведи по лесу гуляли.
Мам и их малышей повстречали. Слайды 4, 5,6,7
Логопед: Это белка, а это бельчонок, это мышь-мышонок, волк-волчонок, заяц-зайчонок.
6. Физкультминутка «Три медведя шли домой»
Три медведя шли домой
Папа был большой-большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Самым маленьким он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь (вспоминаем ритм: громко-тихо, тихо-громко).
7. Игра «Найди и назови ласково»
Лес полон сказочных чудес,
Тут и зверушки разные живут,
И деревья прекрасные растут.
Дерево назови,
К большому маленькое подбери. Слайд 8
Логопед: Найдите пары большое-маленькое и соедините их дорожкой: дуб-дубок, ель-ёлочка, яблоня-яблонька, берёза-берёзонька.
8. Ритмическая игра «Большая-маленькая капли».
Логопед: "Набежали тучки, и пошёл дождик. Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)
Капля - раз! Капля - два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Логопед предлагает детям прохлопать ритмические картинки (картинки с изображением ритмически расположенных капелек).
9. Итог занятия.
Мы глаза закроем дружно,
Возвращаться в сад нам нужно.
А теперь мячик поймайте,
Да словечком приласкайте.
Дети в кругу с мячом образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Слайд 9
Импатия: солнце-тучка (дети на слайде нажимают на смайлик, если большинство нажимает на весёлый - солнышко увеличивается, значит большинству всё удалось и понравилось.