Мария Александровна Стремоухова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «В гостях у весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Активизировать и обогащать лексический словарь по теме "Весна".
• Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
• Формировать практические навыки словообразования и словоизменения существительных.
• Закреплять умение составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
• Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие :
• Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса.
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий „В гостях у весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развивать общую моторику, произвольное внимание и зрительную память.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать вежливое отношение друг к другу.
• Воспитывать умение слушать, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очередность, продолжить формирование умения работать группой.
• Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
мяч, магнитофон с фонограммой "пение птиц", письмо весны, картинки с изображением примет весны, картинка "Нелепицы", микрофон, цветок-сюрприз.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются).
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам в этом воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра).
Дети: Доброе утро, Машенька и т. д.
2. Отгадывание загадки.
Логопед: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? (Логопед читает стихотворение-загадку).
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…
Дети: Весна.
Логопед: Правильно, пришла весна. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
Ребята, давайте отправимся в гости к весне в весенний лес.
Логопед: В какой лес мы пойдем?
Дети: Мы пойдем в весенний лес.
Логопед: Какую одежду мы наденем?
Дети: Мы наденем весеннюю одежду.
Логопед: Какое солнышко нам будет светить в пути?
Дети: Нам будет светить весеннее солнышко.
3. Координация речи с движением.
Логопед: В путь. (Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения).
Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
К весне ребята спешат,
Знакомым «Здравствуй» говорят.
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц)
Давайте подышим весенней свежестью.
(Вдох через нос, выдох через рот. Губы трубочкой, щёки не надувать, плечи не поднимать).
5. Сюрпризный момент – письмо весны.
Логопед: Вот и пришли мы в гости к весне. Вот ее дом (стучит в дверь, ребята, никто не открывает нам дверь. Посмотрите, на двери висит письмо давайте, прочтем его.
Логопед: читает письмо: «Ребята, для того чтобы дверь открылась, вы должны выполнить мои задания. Весна»
Логопед: Ребята, весна нам приготовила задания, давайте, выполним их.
6. Игра "Приметы весны".
Логопед: Вот и первое задание.
Назовите приметы весны. А помогут вам в этом картинки. (Дети выбирают картинку, называют примету весны : солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и т. д. Логопед закрепляет картинки на доске).
7. Игра "Скажи наоборот".
Логопед: А вот и второе задание.
Вспомните, какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Логопед: Давайте сравним эти времена года.
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной (ясная)
8. Игра с мячом "Назови ласково".
Логопед: У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.
Солнце - солнышко,
ручей -. ,
лужа -. ,
ветер -. ,
трава -. ,
скворец -. ,
дерево -. ,
цветок -.
9. Физминутка.
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре —
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять —
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи.
Мы резвы и горячи.
Дети становятся в. круг.
Расходятся,
бегают,
снова становятся в круг.
10. Упражнение "Нелепицы".
Логопед: Посмотрите на картину, её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но другие времена года ему мешали. Что же на картине нарисовано не верно? (дети исправляют ошибки, называя их: весной нет яблок на деревьях; весной не катаются на лыжах; весной у зайца шубка серая, а не белая; весной дети не купаются в реке; весной распускаются подснежники, а не ромашки)
11. Упражнение "Закончи предложение".
Логопед: Следующее задание весны. Закончи предложение словом весна.
Наконец пришла…весна.
Долго не было…весны.
Мы долго ждали …весну.
Мы рады…весне.
Мы знаем стихи о…весне.
Мы поем песни о …весне.
12. Выход весны.
Логопед: Вы справились со всеми заданиями. Давайте позовем Весну. (дети зовут весну).
Выходит Весна читает стихотворение.
Весна :
Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна…
Приношу я радость людям,
А зовут меня – Весна!
Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!
13. Подбор прилагательных к слову весна.
Логопед: Весна, разреши детям сделать тебе комплименты (дети передают друг другу микрофон и говорят комплименты)
Дети: Весна ты яркая, веселая, долгожданная, добрая, цветущая и т. д.
Весна :
Спасибо, ребята за все комплименты,
А я подарю вам цветок интересный
Его от меня в благодарность возьмите
И в нем для детей угощенье найдите
Теперь же мне с вами прощаться пора.
До встречи, до встречи, друзья!
Логопед: Скажите спасибо Весне. А нам пора возвращаться в сад.
Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.
14. Подведение итогов. Оценка работы детей
Логопед: Вот мы снова в детском саду. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)