Дарья Пономарева
Конспект занятия по РР в старшей группе для детей с ЗПР. Заучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по теме :
Заучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится …»
Подготовила: учитель-дефектолог Пономарева Д. Д.
Продолжительность: 25 минут
Публикация «Конспект занятия по РР в старшей группе для детей с ЗПР, Заучивание стихотворения Ф, И, Тютчева „Зима недаром злится“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе;
- Учить самостоятельно называть характерные признаки зимы и весны;
- Продолжать знакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится …»;
- Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства;
- Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей самостоятельность, навыки самоконтроля за речью, умение слушать и слышать друг друга;
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- Продолжать воспитывать у детей любовь к художественной литературе, способность понимать и образный язык стихотворений;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать все виды памяти, зрительное и слуховое внимание и восприятие, развивать образное мышление, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
- Развивать познавательный интерес;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать общую моторику.
Оборудование: волшебная коробка, разрезная картинка на тему «Весна», схемы для заучивания стихотворения, портрет Ф. И. Тютчева, мяч, доска, мольберт, наборное полотно, картинки для игры «4-лишний».
Ход занятия
Организационный момент
- Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Скажем … (Здравствуйте)
Учитель-дефектолог приглашает детей встать в круг и взяться за руки:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Заниматься мы начнем.
Основная часть
На столе лежит «Волшебная коробка» с запиской.
- Дети, посмотрите, что же это за «Волшебная коробочка»? А на ней записка. Давайте узнаем, что же в ней написано? (Да, давайте)
- Итак, в записке сказано, что «Волшебную коробку» можно открыть только после того, как выполним одно задание. Готовы? (Да. Готовы)
Д/ игра: «Собери картинку»
Детям предлагается сложить разрезную картинку по теме «Весна».
- Дети, какое время года изображено на картинке? (Время года весна)
- А как вы догадались, что это весна? (Ярко светит солнышко, тает снег, тает лед, появляются проталинки)
- Какие еще весенние признаки вы знаете? (Прилетают птицы, появляются подснежники и тд.)
Молодцы! Справились с заданием. Ну, а теперь можно открыть коробку.
Продолжение знакомства с Ф. И. Тютчевым
Учитель-дефектолог достает из коробки письмо.
- Посмотрите-ка, это письмо от самого Ф. И. Тютчева. Давайте вспомним, кто же это такой и как он выглядит. Может быть, в нашей игровой комнате есть подсказка, кто же это? (Вот там, на книжной полке стоит его портрет)
Учитель-дефектолог указывает детям на портрет Ф. И. Тютчева на книжной полке.
- Дети, а почему же его портрет стоит на книжной полке? (Потому что Федор Иванович русский поэт, писатель. Он написал много стихотворений)
- Конечно, вы правы. Федор Иванович известный русский поэт и писатель. Он писал много интересных произведений. Давайте узнаем, что же он написал в своем письме? (Да, давайте узнаем)
- В своем письме Федор Иванович пишет, что прислал нам в «Волшебной коробке» разные задания, которые мы должны выполнить.
Беседа «Времена года»
- В своем письме он так же просит вспомнить одно из его стихотворений. Но сначала я хочу узнать: наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна? (Да)
- Сразу ли зимняя погода с ее морозами, метелями сменяется теплой, солнечной весенней погодой? (Нет)
- А как же это происходит? (Меняется погода)
- Все верно. Погода становится непостоянной: ясную и теплую погоду сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны, и признаки зимы.
- Какие признаки весны можно наблюдать в это время? (Тает снег, становится теплее, солнышко пригревает, прилетают птицы и тд.)
- А какие признаки зимы можно увидеть? (Выпадает снег, погода становится морозно)
- Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга? Ф. И. Тютчев наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдается», и за тем, как весна сменяет зиму. Такую борьбу зимы с весной изобрази поэт в своем стихотворении, которое называется «Зима недаром злится …». Послушаем? (Да, послушаем)
Чтение стихотворения
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит …
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да, понравилось)
- О чем это стихотворение? (Идет борьба, спор между зимой и весной)
- Дети, будем продолжать учить это стихотворение? (Да, будем)
Физкультминутка
- Давайте пройдем на ковер.
Солнце засветило, (Очертить круг двумя руками)
Сугробы растопило. (Присесть на корточки)
Теплую погоду принесла весна. (Встать)
Грачи к нам прилетают (Взмахи руками имитируя взмахи крыльев птиц)
И еж с медведем знают, (Медвежья ходьба)
Пора им просыпаться, весною любоваться. (Потянуться)
- Молодцы!
- Мы совсем забыли про нашу «Волшебную коробочку». Давайте заглянем в нее? (Да, давайте)
Повторное чтение стихотворения с опорой на схему.
- Дети, посмотрите. Что же это такое? (Это какие-то картинки)
- Дети, а что это за картинки? Что на них нарисовано? (Картинки про зиму и весну)
- Да, ребята, верно, здесь и снежинки, и весенняя капель, и яркое солнышко, и зимние вьюги, и следы на снегу, и ручей шумит … Они вам ничего не напоминают? (Аа, это картинки к стихотворению)
- Все верно.
Учитель-дефектолог раскладывает на столе схемы стихотворения.
- Я буду рассказывать вам стихотворение по строчке, а вы будете по очереди искать ту картинку, которая подойдет к этой строчке. Если кому-то будет сложно или кто-то не сможет отыскать подходящую картинку, то мы ему поможем, правда? (Да, мы поможем) Ну что, готовы? (Да, готовы)
Учитель-дефектолог рассказывает стихотворение, а дети расставляют последовательно схемы.
- Мы справились еще с одним заданием, а теперь можно немного поиграть. Хотите поиграть? (Хотим)
Д/игра с мячом «Доскажи словечко»
- В нашей «Волшебной коробочке» лежит мячик, вот с ним мы сейчас и поиграем. Игра называется «Доскажи словечко». Я говорю вам первое слово из строчки стихотворения, а вы должны эту строчку продолжить. Вам поможет схема стихотворения, которую мы составили. Запомните правило, кому я кину мячик, тот и отвечает. Всё поняли? Какое правило есть в нашей игре? (Да, поняли. У кого в руках мячик, тот и отвечает)
Д/игра «4-Лишний»
- Дети, а давайте заглянем в «Волшебную коробку» еще раз. Может быть, там есть для нас что-то интересное? (Да, там еще что-то лежит. Это конвертик)
- Точно, это еще одно задание от Ф. И. Тютчева. Он просит нас найти лишние картинки и объяснить, почему они лишние. Давайте посмотрим? (Да, давайте посмотрим)
Учитель-дефектолог выставляет первую серию картинок: снег, елочная игрушка, санки, капель.
- Давайте скажем, что нарисовано на каждой картинке. (Снег, елочная игрушка, санки, капель) Как ты думаешь, какая картинка лишняя? (Капель)
- А почему же она лишняя? (Капель бывает весной, а всё остальное зимой) Молодец, правильно!
- А теперь, ребята, давайте про каждую картинку скажем красиво, полным предложением, когда это бывает. Например, на картинке нарисован снег. Мы скажем красиво: снег идет зимой. А теперь скажем так же про остальные картинки.
- Елочная игрушка. (Елочные игрушки вешают на новогоднюю елку, а Новый Год бывает только зимой)
- Санки. (На санках мы катаемся с горки зимой)
- Капель. (Капель бывает весной) Вот почему картинка с изображением капели лишняя!
- Но это еще не все картинки.
Учитель-дефектолог выставляет вторую серию картинок: проталинки, грач, лыжи, подснежники,
- Давайте скажем, что нарисовано на каждой картинке. (Проталинки, грач, лыжи, подснежники) Как ты думаешь, какая картинка лишняя? (Лыжи)
- А почему же картинка с изображением лыж лишняя? (На лыжах мы катаемся только зимой, а все остальное относится к весне) Молодец, правильно!
- А теперь, ребята, давайте про каждую картинку скажем красиво, полным предложением.
- Проталинки. (Проталинки появляются весной)
- Грач. (Грач – это перелетная птица. Он возвращается к нам весной)
- Подснежники. (Подснежники – это первые весенние цветы)
- Лыжи. (На лыжах мы катаемся только зимой) Вот почему картинка с изображением лыж лишняя!
Подведение итогов
- Мы сегодня хорошо поиграли и позанимались. Скажите, понравилось ли вам наше занятие? (Да, очень понравилось)
- С каким стихотворением мы сегодня продолжали знакомиться? (Со стихотворением о зиме и весне) Кто запомнил, как оно называется? (Зима недаром злится)
- Все верно. А кто же написал это замечательное стихотворение? (Ф. И. Тютчев) Молодцы!
Рефлексия
- А напоследок предлагаю вам выбрать смайлик в зависимости от вашего настроения.
- Почему ты выбрал веселый смайлик? (Потому что у меня хорошее настроение)
- Почему ты выбрал грустный смайлик? (Потому что мне грустно)