Ольга Серебрянская
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Серебрянская Ольга Викторовна
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для детей старшего дошкольного возраста
Ход НОД
Ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте друг-другу улыбнемся. Вот теперь я вижу настроение у всех хорошее.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по сказке „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Ответы детей.
А загадки?
Ответы детей.
Воспитатель: А Вы знаете, что в каждой сказке живут загадки!
Сегодня мы с Вами будем отгадывать, а загадки из народных сказок.
Итак. "Раз, два, три, дверь в сказку отворись. Первая загадка - появись".
1. Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Воспитатель: У героев народных сказок необычные и интересные имена, вспомним их.
Воспитатель, обращаясь к детям по очереди, называет слово. Ребёнок, выслушав слово, подбирает к нему подходящее слово и называет его.
1. Мальчик (с пальчик)
2. Соловей… (Разбойник).
3. Баба (Яга)
4. Лиса (Патрикеевна)
5. Аленький… (Цветочек)
6. Гуси… (лебеди)
7. Крошечка (Хаврошечка)
8. Братец (Иванушка).
9. Сестрица (Алёнушка)
2. Игровое упражнение «Я скажу, а Вы узнайте, сказку дружно называйте!»
Воспитатель: Эти загадки были разминкой, а сейчас послушайте сложные загадки. Я прочитаю отрывок из сказки, а Вы вспомните, и назовите сказку.
1) «Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек» («Маша и Медведь»).
2) «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается. Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь» («По щучьему велению»).
3) «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было». («Лисичка-сестричка и волк»).
4) «Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!» («Гуси-Лебеди»)
Игровое упражнение «Клубок передавай, предметы называй».
Воспитатель: А теперь при помощи клубочка вспомним предметы, которые помогают сказочным персонажам. Ведущий передаёт детям, стоящим в круге «волшебный клубочек». Они поочерёдно передают его друг другу, называя волшебный предмет из знакомых сказок.
Дети называют: клубочек, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, скатерть- самобранка, шапка- невидимка, ковёр- самолёт, волшебное кольцо, волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко, метла Бабы- Яги.
Воспитатель: А сегодня я вам прочитаю еще одну русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.», а что бы сказка началась, давайте раскроем волшебный замочек.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, (пытаются разъединить руки)
Постучали и открыли.
вот. Теперь мы готовы слушать сказку. (начинает чтение сказки с присказки)
Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные события происходят с Сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой?
Дети: Мальчик превратился в козленочка, но разговаривает, как человек. Есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула. И т. д. А обычен ли «язык» сказки? Он отличается от языка стихотворений и рассказов?
У сказки есть зачин. Давайте вспомним зачин сказки. (Мнемотаблица)
«Жили-были старик и старуха, у них была дочка Аленушка и сынок Иванушка…»
И есть у сказки, концовка. (Мнемотаблица)
«Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле».
Воспитатель зачитывает отдельные фразы из сказки, а дети находят в низ сравнения и описания, характерные для русских народных сказок.
А теперь предлагаю размять наши ручки, ножки. «Мы поставили пластинку»
Мы поставили пластинку И выходим на разминку. (Шагаем на месте.)
На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, (Бег на месте.)
Финиш — метров через двести! Раз! Раз – 2, раз — 2, Раз — 2.
Ниже, дети не ленитесь, (Наклоны туловища вперед, руки на поясе.)
Поклонитесь, улыбнитесь, Выдох, вдох, выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим, (Повороты туловища влево-вправо.)
Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво. Раз — два! Хватит — хватит, прибежали,
Потянулись, подышали! (Потянулись, руки вверх-вдох, вниз-выдох.)
Вот мы руки развели, (Развели руки в стороны.)
Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! (Руки опустили.)
Наклонились, выпрямились. (Наклоны туловища.)
И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И — направо. (Повороты туловища.)
И еще. Через левое плечо! Хватит. Выдохнуть, вдохнуть.
Загадки из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Воспитатель: Ребята. Внимательно посмотрите на картинку и назовите животное, которое не оставило следа от своего копыта.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилась сказка? А о ком сказка? Чему учит эта сказка? А что вам больше всего понравилось на занятии?
Молодцы ребята, справились со всеми заданиями, отгадали все загадки А вам в подарок от сестрицы Аленушки - раскраски с любимыми героями сказок.
Воспитатель раздаёт детям раскраски с персонажами русских народных сказок.