Папки-передвижки

«Развитие навыков жизнестойкости». Конспект занятия по психологии для детей 4–6 лет

Наталия Валерьевна Дорофеева
«Развитие навыков жизнестойкости». Конспект занятия по психологии для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие навыков жизнестойкости

Цель: формирование у обучающихся понимания разнообразия эмоций человека, умения передавать свои переживания; обучение техникам релаксации.

Форма проведения: игровое занятие.

Необходимые материалы: мягкое напольное покрытие (или гимнастические коврики); листы бумаги, карандаши; аудиозапись со спокойной, медленной музыкой.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем занятии.

Темочки:

Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами поиграем в необычные игры и познакомимся с целыми миром – миром ваших эмоций, узнаем, кто в нем живет, и как нам подружиться с его жителями».

Разминка

Упражнение 1 «Приветствие»3

Время: 3 минуты.

Цель упражнения: создать благоприятную обстановку в группе. Участники рассаживаются в круг.

Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый пройдет круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными способами: кивком головы, хлопая в ладоши, подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным, или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».

Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут полный круг (- 3 минуты, встречаясь друг с другом, здороваются выбранным способом.

Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить лично принять участие.

В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда здоровались с вами?»

Основная часть

Упражнение 2 «Вырази настроение при помощи глаз» 4 Время: 10-15 минуты.

Цель упражнения: формирование умения определять и понимать чувства и эмоции человека, распознавать и демонстрировать свои эмоции.

Ведущий рассаживает обучающихся полукругом и инструктирует участников.

Ведущий: «Ребята, узнать, у кого какое настроение, можно по-разному.

Например, при помощи глаз.

Перед тем как мы с вами поиграем, давайте вспомним, какие чувства и эмоции может испытывать человек.

Радость – это положительная эмоция. Человек радуется, когда происходит что-то хорошее. Тогда человек смеется, улыбается.

Грусть, когда человек узнает что-то печальное.

Злость – это сильная эмоция, когда человек испытывает сильное раздражение на кого-то или что-то. Гнев и злость могут доставить неприятности самому человеку и другим людям. Важно научиться выражать их правильно. Человеку, который часто бывает злой, может быть трудно находить друзей.

Страх – это сильная отрицательная эмоция, которую человек испытывает, если ему что-то угрожает. Страх необходим человеку, он предупреждает об опасности.

Восхищение – приятная эмоция, возникает при встрече с чем-то очень красивым или необычным: необычная игрушка, красивые цветы, одежда.

Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания (ох, ах, ух ты,

вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что не всегда получается выразить свое чувство словами.

Стыд – возникает, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Когда человеку стыдно, у него могут краснеть отдельные части лица (щеки, уши, шея).

Обида – человек обижается, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию».

Ведущий просит участников привести примеры из своей жизни, когда они испытывали разные эмоции.

Ведущий: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну».

Ведущий и каждый участник по очереди задумывают какую-либо эмоцию и стараются выразить ее только при помощи глаз. Другие дети пытаются угадать, какую эмоцию выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица можно прикрыть ладошкой.

Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением, мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания: какую эмоцию вы испытываете, когда вам грустно, страшно, а какую эмоцию, когда у вам радостно. Еще очень важно понимать, что могут чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас настроение?».

Упражнение 3 «Тренируем эмоции» 5 Время: 5 минут.

Цель упражнения: формирование умения у обучающихся определять и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Ведущий: «Ребята, попробуйте молча передать разные эмоции:

– нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек;

– улыбнуться, как: кот на солнышке; хитрая лиса;

– позлиться, как: человек, которого толкнули; ребенок, у которого отняли мороженое;

– испугаться, как: котенок, на которого лает собака; заяц, увидевший волка».

Упражнение 4 «На что похоже настроение?» 6 Время: 10 минут.

Цель упражнения: формирование умения понимать свое эмоциональное состояние.

Ведущий: «Ребята, а вы знали, что настроение может быть похоже на время года, погоду, природное явление? Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше?»

Ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, какое у него настроение. Ведущий затем обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы себя сейчас чувствуете после нашей игры?».

Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игры, которые могут помочь вам справиться с негативными эмоциями».

Упражнение 5 «Марионетка»7

Время: 3 минут.

Цель упражнения: формирование умения контролировать эмоции и поведение. Дети ложатся на спину на гимнастический коврик, руки вдоль туловища.

Ведущий: «Ребята, представьте, что вы – куклы. К вашим рукам и ногам привязаны веревочки и за эти «веревочки» вас поочередно «дергают». На вдохе вы надуваете живот и поднимаете правые руку и ногу, затем, на выдохе одновременно сдуваете живот и отпускаете правые руку и ногу».

Далее те же задания выполняются с левой стороной тела (левыми рукой и ногой).

Упражнение 6 «Воздушный шарик»8

Время: 3 минуты.

Цель упражнения: обучить приемам снятия эмоционального напряжения, освоить приемы саморегуляции.

Участники встают или садятся в круг.

Ведущий: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза. После выполнения упражнения ведущий завершает его.

Упражнение 7 «Дыши и думай красиво» 9 Время: 3 минуты.

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции.

Ведущий: «Ребята, когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните. Мысленно скажите:

«Я – лев», выдохните – вдохните;

«Я – птица», выдохните – вдохните;

«Я – камень», выдохните – вдохните;

«Я – цветок», выдохните – вдохните;

«Я – спокоен» – выдохните.

И вы действительно успокоитесь». Упражнение 8 «Заряд бодрости» 10 Время: 3 минуты.

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов

саморегуляции.

Ведущий: «Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое вас научит помогать самим себе. Сядьте удобно. Вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: “Ушки, ушки слышат все!” – 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку столько же раз со словами: “Просыпайся, третий глаз!” Стряхните ладошки. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: “Я дышу, дышу, дышу!” – помассируйте ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!»

Ведущий: «Сегодня мы с вами научились нескольким простым способам, как можно справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете, с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее».

Упражнение 9 «Свободное рисование» 11 Время: 10 минут.

Цель упражнения: актуализация эмоционального состояния детей, выведение негативного состояния вовне; рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: листы бумаги, карандаши, спокойная, медленная музыка.

Ведущий дает участникам бумагу и карандаши, предлагает закрыть глаза и послушать, что нужно делать. Инструкцию следует произносить медленно, с паузами; она может быть трансформирована в соответствии с индивидуальными особенностями (скоростью работы) каждого ребенка.

Ведущий: «Ребята, слушайте музыку. Водите карандашом по бумаге, не думая о том, что получится. Разрешите своей руке двигаться так, как ей захочется. Сначала ее движения будут несмелыми, но потом у каждого рука начнет двигаться свободно, легко. Пусть рука делает это столько, сколько ей захочется.»

После того, как все участники закончат работу, музыкальное сопровождение приглушается и следует обсуждение рисунков.

Ведущий: «Ребята, рассмотрите свои рисунки. Вы можете взглянуть на них с разных сторон. Что вы видите? Может это похоже на какие-то вещи, предметы, людей или животных. Какие чувства вызывают у вас эти образы?»

Заключение

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебная палочка, которая способна исполнять желания, но только, если поделиться с ней эмоциями и хорошими пожеланиями. Ее волшебство состоит в том, что, когда ее держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».

Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Краткосрочный проект на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Краткосрочный проект на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Краткосрочный проект на тему: Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, умой мое.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие навыков жизнестойкости». Конспект занятия по психологии для детей 4–6 лет
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 01:01
+164Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие навыков жизнестойкости». Конспект занятия по психологии для детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Валерьевна Дорофеева (УИ 283752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД