Анна Шаврина
Конспект занятия по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия
по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет технологий»
Тема: Шахматное королевство.
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы : наглядный, эвристический, словесные.
Публикация «Конспект занятия по программе „Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников“» размещена в разделах
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, мультфильм ТРИ КОТА "ШАХМАТЫ", комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.
ХОД
1. Вступительная часть
- Добрый день!
Меня зовут Анна Владимировна.
- Мы с вами отправляемся в сказочное королевство, а в какое, вы узнаете тогда, когда послушаете сказку;
2. Основная часть.
1)Жили-были весёлые человечки в сказочном королевстве (сказка сопровождается слайдами, на экране)
– Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.
Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки.
Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок.
Фигурки ожили, зашевелились.
Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.
– Мы. мы. – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек. А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы чёрные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы чёрные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы чёрные шахматные слоны.
И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы чёрные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.
- Что же это за игра? Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной стране?
2) И снова к нам пришла сказка.
Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша.
Карандаш задумался и сказал:
– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек.
И Карандаш нарисовал светлую клеточку.
А рядом с ней – тёмную клеточку.
– По шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы.
Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись.
Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.
Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.
– Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал.
И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.
Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весё лым человечкам:
– Всё, теперь ловите их.
И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.
Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями.
– Они слишком тёмные, – упирались белые поля.
– Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля.
Тут белый король почернел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили:
– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть.
Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.
Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски.
– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.
Тут полям наскучило стоять, прижавшись, друг к другу, и они снова разбежались по углам.
Ребята давайте поможем нашим героям!
Задание для детей «Раскрась шахматную доску»
3) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?
Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).
- Повторим все вместе – 3 раза.
4) Физ. минутка
Ну-ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем (вращение головой)
Вправо-влево, а потом 3-4, приседаем, наши ножки разомнем. (приседания)
1, 2, 3- на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души,
5)за столы мы вновь спешим тихонько садимся на места.
- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?
- Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь… и т. д.
Ребята, а кто же живет на этой шахматной доске? Ответы детей.
А вы знаете, как они называются?
Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.
- А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6елую. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.
Возьмите коня любого цвета и проскачите им щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.
6) Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.
– Молодцы!
7) Игра «Собери войско». Дети выставляют шахматные фигуры на шахматную доску (по образцу)
3. Итог
«Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями?
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебном шахматном королевстве?
- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных? На каких полях ничего не растет? Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)