Приложение МААМ

Конспект занятия по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников»

Анна Шаврина
Конспект занятия по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Шахматное королевство»

конспект занятия

по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет технологий»

Тема: Шахматное королевство.

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы : наглядный, эвристический, словесные.

Публикация «Конспект занятия по программе „Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников“» размещена в разделах

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, мультфильм ТРИ КОТА "ШАХМАТЫ", комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

ХОД

1. Вступительная часть

- Добрый день!

Меня зовут Анна Владимировна.

- Мы с вами отправляемся в сказочное королевство, а в какое, вы узнаете тогда, когда послушаете сказку;

2. Основная часть.

1)Жили-были весёлые человечки в сказочном королевстве (сказка сопровождается слайдами, на экране)

– Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.

– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.

– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.

Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки.

Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок.

Фигурки ожили, зашевелились.

Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.

– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.

– Мы. мы. – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек. А кто вы?

– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.

– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.

– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.

– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.

Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.

– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.

– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.

Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные кони.

– А мы чёрные шахматные кони.

Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные ладьи.

– А мы чёрные шахматные ладьи.

Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.

– Мы белые шахматные слоны.

– Мы чёрные шахматные слоны.

И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.

– Мы белые шахматные пешки.

– А мы чёрные шахматные пешки.

Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:

– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.

– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.

- Что же это за игра? Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной стране?

2) И снова к нам пришла сказка.

Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша.

Карандаш задумался и сказал:

– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек.

И Карандаш нарисовал светлую клеточку.

А рядом с ней – тёмную клеточку.

– По шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы.

Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись.

Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.

Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.

– Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал.

И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.

Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весё лым человечкам:

– Всё, теперь ловите их.

И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.

Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями.

– Они слишком тёмные, – упирались белые поля.

– Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля.

Тут белый король почернел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили:

– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть.

Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.

Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски.

– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.

Тут полям наскучило стоять, прижавшись, друг к другу, и они снова разбежались по углам.

Ребята давайте поможем нашим героям!

Задание для детей «Раскрась шахматную доску»

3) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?

Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).

- Повторим все вместе – 3 раза.

4) Физ. минутка

Ну-ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем (вращение головой)

Вправо-влево, а потом 3-4, приседаем, наши ножки разомнем. (приседания)

1, 2, 3- на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души,

5)за столы мы вновь спешим тихонько садимся на места.

- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?

- Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь… и т. д.

Ребята, а кто же живет на этой шахматной доске? Ответы детей.

А вы знаете, как они называются?

Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

- А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6елую. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.

Возьмите коня любого цвета и проскачите им щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.

6) Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

– Молодцы!

7) Игра «Собери войско». Дети выставляют шахматные фигуры на шахматную доску (по образцу)

3. Итог

«Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями?

- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебном шахматном королевстве?

- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных? На каких полях ничего не растет? Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)

Публикации по теме:

Конспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группыКонспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группы Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре. Задачи: 1. Развивать образное, логическое мышление, память,.

«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки»«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки» Конспект по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» воспитателя МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Жиделёвой М. Ю.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Головной убор» для младших школьниковКонспект занятия «Головной убор» для младших школьников Цель: Изготовить головной убор. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов. Научить изготавливать головной.

Конспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьниковКонспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьников .

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьниковКонспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьников Цель: изготовить снегиря в технике пластилинографии Задачи: -учить детей работать в технике пластилинографии; передавать внешний вид снегиря.

Конспект занятия «Рождественский вертеп» для младших школьниковКонспект занятия «Рождественский вертеп» для младших школьников Цель: изготовить рождественский вертеп. Задачи: - познакомить детей с историей Рождества Христова; - познакомить детей с понятием «вертеп»;.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 16:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шаврина (УИ 158038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД