Валентина Терехина
Конспект занятия по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по проектной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «СЕКРЕТЫ ВОЗДУХА»
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Секреты воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Обучающие: расширять знания детей о воздухе в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь: воздух невидимый, прозрачный; воздух лёгкий и поднимается вверх; мы дышим воздухом. Упражнять в использовании нетрадиционных техник при изображении простейшего рисунка.
Развивающие: Развивать познавательную активность, интерес к явлениям неживой природы, развивать внимательность, наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, слушать внимательно, помогать друг другу.
Материал:
Бумажный самолетик, белые халаты, схемы, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, стаканчики с раствором (гуашь, гель, вода, листы бумаги, мыльные пузыри, игрушка Кузя.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, игры с шарами и мыльными пузырями.
Ход занятия:
Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
В группу залетает бумажный самолет.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?
Дети: Самолет!
Воспитатель: А кто нам его отправил?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: А здесь загадка. Давайте я ее прочитаю:
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!»
- Через нос проходит в грудь, (глубокий вдох носом)
И обратно держит путь. (выдох ртом)
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Я предлагаю вам на некоторое время представить, что это не группа, а научно - исследовательская комната, в которой проводят разнообразные опыты, исследования, даже делают открытия, как настоящие учёные. (Дети и воспитатель одевают халаты).
Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
Дети:Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт № 1. «Поиск воздуха».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: А давайте его понюхаем!
(Дети, нюхают воздух в пакете)
Воспитатель: Воздух, имеет запах?
Дети: Нет, не имеет!
Воспитатель: Правильно. Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Надо это открытие отметить схемой. (Воспитатель вешает на магнитную доску схему № I). Смотри, Кузя! воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Еще мы узнали, что воздух не имеет запаха.
Кузя: Нет, нет и нет! Это просто фокус!
Воспитатель: - Ты не прав! Вовсе это не фокус. Воздух можно не только поймать, но и увидеть. Сейчас мы с ребятами тебе покажем. Хотите попробовать?
Дети: Хотим!
Воспитатель: – Хорошо! Но сначала мы поиграем с вами.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся).
Опыт № 2. «Пузырьки».
Воспитатель: Сначала возьмите трубочку и подуйте через трубочку на ладошку.
Что вы почувствовали, когда дули? (Ветерок.) Откуда он появился?
Дети: Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Воспитатель: Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе, значит, воздух есть внутри нас. А теперь, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Что, в этих пузырях находится?
Дети: В этих пузырях находится воздух.
Воспитатель: Откуда он появился?
Дети: Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Кузя: А куда теперь пузыри делись?
Воспитатель: Они исчезли, Кузя. Воздух легкий, он поднимается вверх.
- Ну, что, а теперь-то ты, Кузя, убедился, что воздух все-таки существует?
Кузя: Да! Теперь я действительно верю, что воздух есть!
Воспитатель: Давайте подведем итоги и это открытие отметим схемой № II. Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. И воздух легче воды. А что можно надуть с помощью воздуха?
Дети: Воздушный шарик, спасательный круг, мячик, нарукавники, надувной матрас.
Воспитатель: Правильно, а у воздушных шаров есть младшие братья. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:
В мыльной воде родился,
В шарик превратился,
К солнышку полетел,
Да не долетел: лопнул!
Дети: Мыльные пузыри!
Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Кузя: Конечно же мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему?
Дети: Нет, воздух.
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Кузя: Ой, что- то мне жарко и сладкого охота!
Воспитатель: А давайте, ребята, подарим Кузе от нас подарок?
Кузя: Давайте, давайте я очень люблю подарки!
Воспитатель: Пузыри лопнули, но это не беда! Мы с вами их нарисуем! Ребята, что лежит у вас на столах?
Дети: Трубочки, листы бумаги, стаканчики с краской.
Воспитатель: Надо дуть через трубочку в стакан с краской. На стакане получится шапочка. Затем надо взять лист бумаги и приложить сверху на стакан.
Выдуваем пузыри
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные,
И очень непослушные.
- Дуйте аккуратно, несильно, чтобы краску не разбрызгать.
- Молодцы, ребята, красивые у вас получились рисунки. Давайте мы подарим их Кузе.
Кузя: Спасибо вам огромное! До свидания!
Воспитатель и дети провожает Кузю.
Опыт№ 3. «Живая змейка»
Воспитатель: Господа ученые, напоследок хочу показать очень интересный фокус, который называется «Змейка». Прошу за следующий стол.
Воспитатель: Ребята, что у нас лежит на столе?
Дети: Свеча, спираль, палочка с иголочкой, стакан с песком, спички.
(Воспитатель помещает змейку над пламенем свечи.)
Воспитатель. Что происходит со змейкой?
Дети: Она начинает вращаться.
Воспитатель. Почему она вращается? (Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.)
Воспитатель. Давайте подведем итоги и это открытие отметим схемой № III. Воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух. Теплый воздух идет вверх.
Итоговые вопросы.
1). Какой воздух? (бесцветный, прозрачный и поэтому мы его не видим);
2). Чтоб увидеть воздух, что нужно сделать? (его надо поймать);
3). Есть ли воздух внутри людей?
4). Для чего нужен воздух всему живому? (для дыхания);
5). Воздух легче воды?
6). Куда движется теплый воздух? (идет вверх);