Лиана Траутвейн
Конспект занятия по чтению русской народной сказки «Жихарка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство со сказкой
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, способствовать созданию эмоционального отклика на увиденное
Образовательные: Познакомить детей с новым произведением, учить внимательно, слушать его, участвовать в беседе по содержанию сказки, обогащать и активизировать словарь
Развивающие: Развивать зрительное и слуховое восприятие
Материал и оборудование: письмо с загадками, кукла
Ход работы
Ребята, поприветствуем друг друга.
Публикация «Конспект занятия по чтению русской народной сказки „Жихарка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись!
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём!
С добрым утром, с ясным днём!
Вот как дружно мы живём!
Ребята посмотрите мне пришло письмо, а в письме загадки. Попробуем их отгадать!
Хитренько взглянула,
Хвостиком махнула
И исчезла – чудеса!
Где ты рыжая? (Лиса)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
Весь мохнатенький
Сам усатенький,
Лапки мягоньки,
Коготки востреньки. (Кот)
Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? (Ответы детей).
А это герой русской народной сказки «Жихарка». Жихарха означает маленький, удаленький. Как вы думаете, удаленький это какой! (Хитрый, ловкий)
Покажем, какой он… (Проводится физминутка).
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Жихарка тоже хочет послушать вместе с вами сказку, но перед тем как читать сказку я вас познакомлю с новыми словами которые будут встречаться в этой сказке
Жихарка –мы уже узнали что это маленький, удаленький
домовничать – присматривать за хозяйством во время отсутствия других;
подпечье – место под печкой для хранения дров;
заслонка – железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи.
Чтение сказка
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал : обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
— Это простая ложка — котова, это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.
Всё запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице — топ-топ-топ — лиса идёт.
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова. А эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
— Вон ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.
Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!
И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Ребята, вам понравилась сказка?
Хотите посмотреть иллюстрации к сказке? Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились? (Жихарха)
О ком эта сказка? (О мальчике, которого звали Жихарка)
Какой он в сказке? Расскажите о нём. (Веселый, хитрый, непослушный, маленький)
Кто жил вместе с Жихаркой в избушке? (Кот и петух)
Что делал Жихарка дома? (Раскладывал ложки, домовничал-работал по дому)
В народе говорят : «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?
В доме всегда должен быть хозяин и т. д.
Кто украл Жихарку? (Лиса украла Жихарку)
Как лиса это сделала? (Забрала ложку Жихарки)
Как Жихарка перехитрил лису? (Он никак не мог сесть на лопату)
Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения).
Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо.
Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Жихарка» и ее героями, отгадывали загадки. Ребята, как вы думаете, что могло случиться, если бы Жихарка испугался лисы? (Лиса бы его съела)
Верно! Мы сегодня ещё раз убедились, что надо слушать взрослых и не пускать в дом незнакомых людей! Не зря в народе говорят : «Мал золотник да дорог».