Галина Бобровская
Конспект НОД «Тарелка для каши» для воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Строитель Яковлевского муниципального округа»
Конспект интегрированного занятия
для воспитанников подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9
Название
«Тарелка для каши»
Автор:
Бобровская Г. В., воспитатель
2025 г.
Цель: пробудить интерес воспитанников к талантам народных умельцев и художников Белгородчины.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять у детей понятия посуда, глиняные изделия;
- познакомить детей с народными промыслами Белгородской области;
- вызвать интерес к основам художественного мастерства;
- формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю
- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;
- учить видеть красоту и своеобразие изделий из глины;
- закреплять правильное произношение корректируемых звуков в речи, в том числе автоматизировать звуки Л, Ль.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать навык лепки полой формы путем вдавливания, выбирания глины из шара;
- активизировать словарь;
- приобщать детей к традициям русской культуры посредством обогащения речи пословицами, поговорками, крылатыми выражениями;
- формировать у детей интерес к сказкам, литературе, миру человеческих взаимоотношений;
- развивать у детей артикуляционную моторику, мелкую моторику, фонематический слух;
- развивать познавательный интерес, речь, внимание, память;
- формировать навык самоконтроля за речью;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать эстетические и этические чувства;
- воспитывать художественный вкус, интерес к искусству народных умельцев, чувство гордости за таланты Белгородчины.
Материалы и оборудование: Глиняный горшок, Борисовская керамика, глина, клеенки, фартуки, тазики с водой, стеки, салфетки.
Технические средства обучения: запись «Смех», музыка к сказке К. Чуковского «Федорино горе» М. Меерович, музыкальное произведение «Чудо» Д. Кабалевский, «В гостях у сказки» В. Дашкевич, светящийся шар.
Методика и технология проведения мероприятия:
Данное комбинированное занятие составлено для детей старшего дошкольного возраста. В нем используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы, активизирующие мышление, воображение и творческую деятельность.
Педагоги помогают создавать игровую обстановку, наладить дружеские взаимоотношения между детьми и героями.
Словарная работа: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, ярмарка, коробейник, вазы, кувшины, чашки, кружки, крынки.
Предварительная работа: знакомство с понятием «Посуда», чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», просмотр одноименного мультфильма «Федорино Горе» (союзмультфильм, 1974 г., разучивание пальчиковой гимнастики «Мы посуду перемыли» Н. Нищевой, дыхательного упражнения «Дуем мы на нос» Ю. Трубицыной, игровые упражнения по автоматизации звука Л Л. Комаровой, целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи, виртуальная экскурсия в п. Борисовку, беседы: «Русская глиняная игрушка», «Традиции Борисовской керамики», «История Старооскольской игрушки», «Летопись ремёсел и промыслов Белгородчины, лепка из глины полой формы путем вдавливания, выбирания глины из шара или цилиндра ленточным способом (посуда, раскрашивание глиняных форм гуашью: вазы, кувшины, чашки, кружки, крынки.
Вход детей под музыку
Приветствие
Воспитатель
- Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет: то куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится… Грусть-тоска ее боится!
Что это?
Дети
- Улыбка
Звучит смех
Входит Федора (звучит грустная мелодия)
Федора
- Вот бедная, бедная я, плачу и плачу одна:
Села бы я за стол, да стол за ворота ушел.
Сварила бы бабушка щи, да посуду пойди-поищи!
Ушли и горшки, и стаканы… Остались одни тараканы!
Ой, горе Федоре, горе…
Воспитатель
- Кто не моет, не стирает, мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки? Есть такая замарашка.
Ни к чему вопросы, споры – всем знакома та… (Федора)
- И не нужно нам подсказки: назовем скорее сказку… («Федорино горе»)
Федора плачет
- Ребята, миленькие мои! Помогите мне вернуть посуду домой!
Ну, пожалуйста!
Учитель-логопед
- Ребята, чтобы стала Федора добрей, и чудо случилось с ней,
Да и жить ей было не худо, мы научим ее
Дети
- Мыть посуду!
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!
Учитель-логопед
- Молодцы!
Федора радуется, хлопает в ладоши
Учитель-логопед
- Ребята, стала Федора добрей? (Да)
- Чудо случилось с ней? (Да)
- Жить ей стало не худо? (Да)
- Научилась она (Мыть посуду)
Звучит музыка «Чудо», включается светящийся шар.
Федора надевает новый фартук.
Федора
- Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить, и уважать!
Звучит музыка «В гостях у сказки». Вкатывается Горшок, поет песенку.
Горшок
- Приятно без проблем и заморочек
Готовить пищу в глиняном горшочке.
При минимальных по времени затратах
Отличного добьетесь результата!
- Здравствуйте, дорогие мои! Я – Глиняный горшок из Глиняной сказки, пришел к вам из Борисовки.
Дети здороваются с Горшком.
Горшок
- Кто это? Бабушка Федора? Что всегда с посудой в ссоре?
И не моет, не стирает, мусор-грязь не убирает!
От нее сбежали чашки! Фу! Какая замарашка!
Воспитатель
- Что ты, Горшочек! Стала Федора добрей!
Чудо случилось с ней! Жить ей стало не худо:
Научилась она мыть посуду! Наши дети ее научили!
Федора
- Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить, и уважать!
Федора обнимает Горшок и шепчет что- то на ухо
Горшок
- Я Федорушку прощаю, и желанье выполняю.
Оказывается, Федора очень любит манную кашу,
Но мне без вас не справиться.
Ребята и взрослые, поможете мне?
Учитель-логопед
- Важно правильно произносить звук Л, слоги и слова с этим звуком.
Обращается к Федоре:
- А ты отдохни, гостья желанная, пусть варится наша каша манная…
Дети
- В каше много витаминов, каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне каша быть всегда должна!
Раз, два, три, Горшочек, вари!
Воспитатель накрывает посуду синтепоном
Учитель-логопед
- В горшке каша закипе… (ла,
Зашипе (ла, запыхте (ла,
Крышечку приподня (ла)
И наружу пополз (ла).
Со сто (ла, потом со сту (ла)
Потихоньку соскользну (ла,
Дотянулась до уг (ла,
Все вокруг здесь заня (ла).
Осторожно дверь откры (ла,
По ступенькам покати (ла,
По дороге поплы (ла,
Детей кашей обожг (ла).
Я упа (ла, а как вста (ла) –
Словно «кашной бабой» ста (ла).
Детям каша в рот вполз (ла).
И в карманы затек (ла).
В рукава к нам забежа (ла)
И стекать по пальцам ста (ла).
Все вокруг здесь зали (ла).
Чудеса! Ну и дела!
Учитель-логопед
- Посмотрите, ничего не видно, все покрыто манной кашей! Как же Федора найдет свою посуду? Необходимо сформировать спасательную команду! Чтобы спасти предметы от манной каши, нужно достать и правильно назвать их.
Ваня – тарелка,
Даша – ложка,
Валера – кувшин,
Варя – миска
Учитель-логопед
- Ребята, как одним словом назвать эти предметы? (Посуда)
Горшок
- Я Федорушку прощаю, сладкой кашей угощаю!
Кушай, кушай, Федора Егоровна! Кушайте, дети дорогие!
Федора
- Спасибо вам, ребята, что спасли мою посуду,
Вашу доброту никогда я не забуду.
Спасибо тебе, Горшочек, милый дружочек!
Дети
- Если дружишь с манной кашей, пьешь парное молоко,
То тебе не страшен кашель, все болезни – далеко!
Воспитатель передает Федоре горшочек с горячей манной кашей
Федора
- Ой, ой, ой, как горячо! А кушать-то хочется!
Что же делать, как же быть? Как мне кашу остудить?
Учитель-логопед
- Ребята, поможем Федоре?
Дети
- Дуем мы на нос с губы, дуем вниз, как из трубы,
Дуем с чашечки на нос, дуем с блюдца на поднос,
Дуем с чашечки на небо, дуем с горки. Вся учеба!
Федора
- Вот спасибо, хорошо. Мне теперь не горячо.
Воспитатель
- Уважаемый Горшочек, миленький дружочек!
Мы тебя благодарим, только вот спросить хотим:
Куда нам положить манную кашу?
Горшок
- Помогите мне, ребята, изготовьте, пожалуйста, тарелки для манной каши.
Воспитатель
- Мы выполним вашу просьбу. Ребята, нашим новым друзьям пора уходить.
До свидания, до новых встреч!
Горшок
- Приглашаю вас, ребята и уважаемые взрослые, в Борисовку.
Воспитатель
- Спасибо.
- Я приглашаю вас, ребята, в мастерскую. Надевайте фартуки. Садитесь на свои рабочие места.
- Я беру комочек глины, скатываю из него шарик (колобок, затем сплющиваю между ладошками. Потом большими пальцами выдавливаю углубление. Теперь ставлю тарелочку на дощечку и, немножко вытягивая пальчиками, формирую тарелочку. Во время работы по необходимости смачиваю пальчики водичкой, чтобы глина у нас не трескалась и была гладкой, замазываю влажными пальчиками трещинки. Тарелочка готова. Теперь она должна высохнуть.
- Сейчас каждый из вас попробует вылепить тарелку для каши.
Самостоятельная работа детей: лепка тарелок из глины.
По ходу работы воспитатель дает детям советы, оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия
- Ребята, кто к нам в гости приходил? (Ответы)
- С какой просьбой к вам обратился Горшок? (Ответы)
- Чем мы с вами занимались? (Ответы)
- Что теперь надо с тарелочками сделать? (Высушить и раскрасить)
- Молодцы, вы отлично потрудились. Идёмте мыть руки и убирать рабочие места.
Список использованных литературных источников:
1. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях, - Издательство ГНОМ, 2023.
2. Лельчук А., «Игра в глину» Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет, - электронная книга, Издательство ЛИТРЕС, 2022.
3. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
4.«Сказки» Изд. АСТ, серия Карусель сказок, М., 2010
5. Чуковский, К. И. Федорино горе; Автор: Чуковский Корней Иванович; Издательство. Яблоко, 2016 г.