Вахьянова Татьяна Валерьевна
Конспект занятия по приобщению к художественной литературе «Дружбой дорожи, забывать ее не спеши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дружбой дорожи, забывать ее не спеши ".
Группа: старшая.
Цель: понимание идейно- тематического содержания рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства» в ходе беседы и дидактической игры на ИКТ- оборудовании.
Задачи:
• уметь отвечать полными предложениями, давая характеристику персонажам;
Публикация «Конспект занятия по приобщению к художественной литературе „Дружбой дорожи, забывать ее не спеши“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• запоминать героев произведения и объяснять, как они связаны друг с другом; рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
• выражать сочувствие героям произведения, отзывчивость к событиям, описанным в сюжете, демонстрировать дружеские взаимоотношения по отношению друг к другу.
Дидактическая задача: определять героя произведения по характерным признакам.
Игровая задача: выбрать правильную игрушку, для героя произведения «Друг детства» в соответствии с его описанием в тексте.
Оборудование: ИКТ презентация, хрестоматия.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Предварительная работа: беседы про дружбу, дидактические игры.
Словарная работа: утиль.
Ход занятия:
Воспитатель организует мотивацию на основе активизации ранее полученных знаний и познавательного интереса детей:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поговорим о наших друзьях.
- Скажите, есть ли у вас друзья? Кого вы считаете другом?
Дети внимательно слушают, выполняют действия по заданию воспитателя
- Здравствуйте.
Дети участвуют в диалоге с воспитателем и другими детьми
- Да, у меня мама друг. У меня бабушка лучший друг.
Воспитатель:
- К нам пришел один мальчик. Его зовут Дениска. Такой интересный мальчик. Он очень любит мечтать и представлять, кем он станет, когда вырастет: астрономом, капитаном дальнего плаванья, художником. И наконец он решил, что будет боксером. Но потом, буквально в один мигу у него пропало это желание. Потому что он нашел своего друга. А что же это за друг?
- Давайте скорее отгадаем загадку, и узнаем кто может быть его другом.
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверюшки
Называются …
Дети отгадывают загадку
- Игрушки!
- Верно, ребята, это игрушки. Давайте посмотрим на доску и назовем эти игрушки.
Перечисляют все игрушки
Воспитатель формулирует проблемный вопрос, создаёт установку на чтение
-Ребята, а как вы думаете, могут ли быть игрушки нашими друзьями?
Дети настраиваются на восприятие текста произведения
- Не знаем. Может быть.
Воспитатель организует словарную работу, восприятие текста произведения:
- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства». Он писал для детей очень много интересных произведений, в которых говорится о дружбе.
Этот рассказ мне читали мои родители и мне он очень понравился. Очень хочу, чтоб вы его внимательно послушали и запомнили. Но в нашем рассказе может встретиться незнакомое слово:
Утиль – старые непригодные вещи.
Дети проговаривают вслух совместно с воспитателем слова, для запоминания
Давайте сядем прямо, ноги вместе, руки на колени.
Выразительное чтение
Организует динамическую паузу.
- Давайте с вами немного разомнемся, отдохнем и выполним физминутку:
Нужно нам всем отдохнуть,
чтоб усталость отряхнуть.
(Дети встают, встряхивают руками)
Ну-ка встали, потянулись.
(потягиваются)
Влево – вправо повернулись.
(поворачиваются)
И к соседу прикоснулись.
(парами берутся за руки)
Все друг другу улыбнулись.
(улыбаются друг другу).
Воспитатель организует аналитическую беседу:
- Вы запомнили, что выпрашивал у отца Дениска?
- Что в ответ сказал отец?
- Кто предложил помочь Дениске?
- Что же мама достала из-под дивана?
- Какую игрушку мама предложила вместо боксерской груши?
- Обрадовался ли Дениска, что у него теперь есть над чем тренироваться?
- Что начал вспоминать Дениска, посмотрев на медведя?
Дети отвечают на вопросы воспитателя полным ответом.
- Дениска выпрашивал у отца боксерскую грушу.
- Отец сказал, что боксерская груша очень дорогая.
- Мама помогла Дениске.
- Мама достала из под дивана большую коробку со старыми ненужными игрушками.
- Мама предложила взять мишку, чтоб на нем можно было тренироваться.
- Дениска сначала обрадовался, ведь он сможет теперь тренироваться.
- Он начал вспоминать свое детство. Он вспоминал как играл с ним, как кормил его манной кашей, как спать укладывал, покачивая его.
Выборочное чтение
- … и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался. Повсюду таскал его, нянькал, кормил с ложечки, укладывал его спать, укачивал как братишку.
- Ребята, а вспомните, как он назвал своего медведя? Мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
- Почему заплакал Дениска?
- Захотел ли Дениска после этого стать боксером?
- Мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
- Ему стало жалко своего друга, он не хотел его использовать как боксерскую грушу.
- Нет, он никогда не станет боксером.
Воспитатель организует дидактическую игру на ИКТ-оборудовании
- Ребята, а вы помните каким был медведь?
- Предлагаю вам вспомнить, сыграв в игру. У нас на экране есть 3 разных медведя. Все они отличаются друг от друга. Вам нужно вспомнить и найти того медведя, который был другом Дениски. Каждый из вас сейчас сделает свой выбор, а затем мы проверим кто определил правильного медведя.
- Скажите, почему у медведя был один глаз из пуговицы?
- Объясните, ребята, почему вы выбрали такого потрепанного медведя, а не нового? Верно.
Дети вспоминают из рассказа описание медведя: какие были его глаза, каким он был цветом, какого он размера и т. п. Каждый ребенок делает выбор.
- Он, наверное, в детстве оторвался, и мама пришила ему пуговицу.
- Я выбрал потрепанного медведя, потому что он очень много проводил с ним время. Ведь он с ним не расставался и таскал его везде.
Воспитатель организует гимнастику для глаз.
- Ваши глаза устали, давайте дадим им отдохнуть немного, повторяйте за мной:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель организует возвращение к проблемному вопросу в ходе обобщающей беседы:
- Давайте вспомним наш вопрос, может ли быть игрушка нашим другом?
- Правильно ли Дениска сделал, что не стал тренироваться на игрушке?
- А вы бы как поступили на месте Дениски?
- А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение», я начну, а вы закончите.
- Сегодня я познакомился с рассказом …
- Этот рассказ написал …
- В этом рассказе говорится о …
- Мне запомнилось…
- Мне очень интересно и приятно было с вами работать. Вы очень старались и были активными.
Дети делают выводы с опорой на вопросы и задания воспитателя
- Да, игрушка может быть нашим другом.
- Да, он сделал правильно.
- Сегодня я познакомился с рассказом «Друг детства».
- Этот рассказ написал Виктор Драгунский.
- В этом рассказе говорится о мальчике Дениске и его лучшем друге – Мишке.
- Мне запомнилось, что дружбу забыть невозможно.