Олеся Радионова
Конспект занятия по познавательному развитию детей 4–5 лет «Как червячок дорогу домой искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по познавательному развитию
Возрастная категория: 4 – 5 лет.
Тема: «Как червячок дорогу домой искал».
Цель: создание благоприятных условий для расширения знаний детей об окружающем мире посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей 4–5 лет „Как червячок дорогу домой искал“» размещена в разделах
- разъяснить детям существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости;
- знакомить детей с объектами и свойствами неживой природы;
- повторить названия геометрических фигур;
- учить детей проделывать простейшие опыты.
Развивающие :
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, экспериментирование, сенсорная коробка.
Оборудование и материалы: бубен, наручная кукла из носка – червячок, музыкальная колонка, поднос с песком (или песочница, пластиковый домик, пульверизатор, геометрические фигуры (деревянные или пластиковые, сенсорная коробка.
Раздаточный: коктейльные трубочки по количеству детей.
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи бубна).
Воспитатель:
Бубен мой, звучи, звени,
Всех детей в кружок зови.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поздороваться друг с другом.
Игра «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определё нным образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка - здороваются плечиками,
Три хлопка - здороваются спинками.
(Дети играют в игру. Неожиданно из спальни раздаётся плач).
Воспитатель: Друзья, в нашей спальне кто-то плачет. Я думаю, что неожиданному гостю нужна помощь. Давайте посмотрим, кто же там?
(Дети идут вместе с воспитателем в спальню. Там педагог быстро натягивает на руку червячка).
Червячок (аудиозапись) : Здравствуйте, ребята! Сегодня я пополз немного погулять, уполз далеко и заблудился. Не могу найти свой дом. Кто бы мог мне помочь?
Дети: Мы поможем!
Воспитатель: Как я рада, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые!
(возвращаются в группу)
Этап 1.
(Педагог демонстрирует действия червячка на подносе с однотонным дном, покрытом песком).
Воспитатель: Ребята, когда червячок полз на прогулку, за ним оставался след на песке. (Педагог «чертит» полосочку на дне). Песок был сухой и лёгкий. Неожиданно поднялся сильный ветер и задул след червячка. (Педагог дует в трубочку на песок так, чтобы «дорожка» покрывалась слоем песочка). Предлагаю и вам изобразить тот ветер, засыпать дорожку. (Дети дуют через трубочки, закрывают дорожку сухим песком. Упражнение можно проделать несколько раз, чтобы дети насладились).
Воспитатель: Ребята, сухой песок лёгкий, его песчинки быстро перемещаются даже от силы ветра. Теперь червячок не может вернуться по следу в родной дом.
Этап 2.
Воспитатель: Вот бы погода поменялась, и выглянуло солнышко. Тогда бы нам было легче искать дом червячка. Давайте позовём солнышко, изобразив его ручками.
Пальчиковая игра «Солнышко, камешки, заборчик».
Солнышко – пальчики растопырены.
Камешки – пальчики в кулачках.
Заборчик – пальчики соединены вместе.
(Игра повторяется несколько раз по инструкции педагога).
Воспитатель: Прекрасно, а вот и солнышко! (Педагог рисует солнышко на подносе без лучиков). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, лучики для него, чтобы червячок немного погрелся после обдувания холодным ветром. (Дети рисуют лучики).
Физкультминутка.
Воспитатель: Прекрасно. Наш червячок очень рад. Предлагаю с ним потанцевать.
(Дети танцуют «Танец червячков» по показу воспитателя).
Этап 3.
(Педагог ставит домик на одну сторону подноса).
Воспитатель: Ребята, ну а теперь пора нам помочь добраться червячку до самого домика. Мы слепим из песка заборчик вдоль дорожки к дому. (Педагог рисует дорожку). Попробуйте сформировать бортики. (Дети пробуют, песок рассыпается). Получилось?
Дети: Нет, из сухого песка не получается.
Воспитатель: Правильно, сухой песок рассыпается, не держит форму. Сейчас мы его смочим немного, и всё получится. (Педагог даёт детям пульверизатор с водой, они смачивают песок). Отлично, теперь можно лепить бортики вдоль дорожек. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Прекрасная работа, друзья. Теперь червячку очень легко найти путь домой. (Червячок ползёт по дорожке, которую сделали ребята).
Этап 4.
Воспитатель: Друзья, червячок так проголодался, пока искал дорогу домой. Давайте испечём для него вкусное печенье.
Дети: Да, давайте испечём.
(Воспитатель разравнивает поверхность песка, дети помогают).
Воспитатель: Достаньте из вот этой коробочки формы для печенья и создайте с их помощью отпечатки на песке. Не забудьте назвать, какая геометрическая фигура вам попалась. (Дети достают по одному фигуры из сенсорной коробки, пробуют их называть. После чего кладут фигуру на песок и нажимают на неё. Получается отпечаток).
Воспитатель: У вас получилось очень вкусное печенье разной формы, отлично!
Червячок (аудиозапись 2) : Ребята, спасибо вам! Вы не только проводили меня домой, но и накормили вкусным печеньем!
Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.