Ирина Леонидовна Рогожина
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие с капелькой воды» в старшей группе
«Путешествие с капелькой воды»
Цель: Закрепить знания детей о воде; создать целостное представление о воде как природном явлении.
Задачи: - Закрепить представления детей о роли воды в природе, об ее свойствах.
- Воспитывать бережное отношение к воде, следовать доступным правилам в деятельности и поведении.
- Активизировать словарь детей за счет слов круговорот, сточные воды, фабрика, микробы, источник
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие с капелькой воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: глобус, плакат «Круговорот воды в природе», кукла би-ба-бо «Капелька», аудиозапись капающей воды, бумаги формата А4 на каждого ребенка, простые карандаши.
Перед занятием воспитатель незаметно прячет куклу «Капельку»
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, но что-то я ее не вижу в группе. Чтобы ее найти отгадайте загадку:
В речке, море, океане
И у Танечки из крана,
И у папы в чайной кружке,
И у птички на кормушке
Всем она нужна всегда,
Дети, что это? (Вода)
Восп. : А из чего состоит вода?
Дети: Из капелек.
Восп. : Значит к нам в гости пришла…. ?
Дети: Капелька.
Восп. : Как же нам ее найти? Может по запаху?
Дети: Нет, вода без запаха.
Восп. : Может по цвету?
Дети: Нет, вода бесцветная.
Восп. : Может по форме?
Дети: Нет, вода не имеет формы.
Восп. : Как же нам быть?
Дети: Надо послушать, где капает.
Восп. : Правильно, мы найдем нашу гостью Капельку по звуку.
Дети с воспитателем ищут Капельку по группе. При приближении к месту где она спрятана, воспитатель включает аудиозапись воды. Дети находят Капельку.
Восп. : Ребята, давайте поздороваемся с Капелькой и узнаем, зачем она сегодня к нам пришла. Капелька пришла, чтобы пригласить вас в маленькое путешествие. Она много всего видела и очень многое знает о воде. Вы согласны?
Восп. : Посмотрите, что это Капелька нам принесла? (достает глобус)
Дети: Это глобус.
Восп. : Что такое глобус?
Дети: Это макет нашей планеты Земля.
Восп. : Что изображено на нем синим и голубым цветом? (ответы детей)
Восп. : Посмотрите, как много места на нем занимает вода (показ). Основная часть воды на Земле находится в океанах и морях (показ на глобусе, озерах, прудах, реках, ручьях. А где еще в природе можно встретить воду (Ответы детей (в виде дождя снега, росы града и т. д.)
Восп. : Ребята, а откуда в природе берется вода? Почему периодически идет дождь, снег, град? (Ответы детей) (вода испаряется, поднимается в небо, там конденсируется – круговорот воды в природе)
Восп. : (демонстрирует плакат «Круговорот воды в природе) Правильно, ребята, вода в природе движется как-бы по кругу.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход
По горным вершинам, высоким долинам,
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется. (показ на плакате круговорота воды. Можно дать ребенку)
Восп. : Ребята. Давайте попутешествуем вместе с нашей Капелькой.
Физкультминутка
Восп. : Сейчас мы превратимся в капельки. Вокруг себя повернись – в капельку превратись! А я превращусь в маму-тучку.
Дети собираются вокруг воспитателя. Мама-тучка говорит, что капелькам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют (мама- тучка показывает что им делать) полетели капельки на землю. Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они (по 2-3 чел) вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (дети двигаются по группе, взявшись за руки). Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали капельки в океане и вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети собираются около воспитателя).
Восп. : молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не лезли, не брызгались, теперь побудьте с мамой-тучкой, она по вам соскучилась.
Капелька спрашивает : Ребята, как вы думаете, а людям нужна вода? (ответы детей)
Капелька : А для чего она нужна людям? (ответы детей) (плыть по воде, мыть посуду, стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, приготовления пищи и т. д.)
Восп. : Правильно, без воды человек не может жить: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилье; мытье городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. В общем, людям требуется очень много воды.
Скажите, ребята, кто еще не может жить без воды? (ответы детей) (рыбы, растения, животные – все живое)
Восп. : Если без воды не может существовать вся живая природа, то необходимо сделать так, чтобы вода не исчезла и не загрязнялась, ведь тогда ее невозможно будет использовать. Действительно, всем нужна чистая вода.
Капелька : Но чистой воды на Земле остается все меньше и меньше, и виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды, а также воды, используемые в быту; люди часто оставляют после себя много мусора на берегу водоемов и этим тоже загрязняют воду. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным и рыбам живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
Восп. : Поэтому воду – наше главное богатство надо беречь! Давайте Капельке расскажем, как мы с вами можем сберечь воду. (ответы детей) (закрывать канн с водой, не бросать в воду мусор, не лить зря воду и т. д.)
Восп. : Вода – источник жизни. Мы с вами говорили о том, что вода может быть доктором. Давайте вспомним, как вода помогает нам сохранить здоровье? (ответы детей)
- вода помогает нам бороться с микробами, разносчиками разных болезней, для этого мы умываемся, моем руки, моем фрукты и овощи;
- вода утоляет жажду, т. о. восполняя в организме нужное количество жидкости;
-купание и водные процедуры закаляют наш организм.
Восп. : Ребята, давайте нарисуем для Капельки небольшие таблицы «Доктор Вода», чтобы она подарила их детям в других садиках, когда будет у них в гостях.
Воспитатель рисует на доске мнемотаблицу «Доктор Вода». Дети по памяти воспроизводят ее и отдают Капельке свои рисунки.
Капелька : (благодарит детей) Вот и заканчивается наше путешествие. Вы, ребята, молодцы, знаете многое о воде: откуда она берется в природе, где и как ее используют люди, знаете, что люди, растения и животные не могут жить без воды, что вода помогает сохранить здоровье. Воду надо беречь и охранять.
Капелька уходит.