Чабаненко Олеся Леонидовна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)
Задачи:
1. Образовательные: формировать и систематизировать знания детей о воде, её назначении, для чего ее используют;
Активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов; обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
2. Развивающие : развивать представления о свойствах воды; учить формулировать вывод, в ходе совершения практических действий; развивать наблюдательность.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками.
Предварительная работа:
беседы о воде, просмотр мультфильма «Приключение Капитошки», чтение стихов, загадок, потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.
Методы и приё мы:
наглядный, словесный, игровой; практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, сюрпризный момент, творческая работа, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций.
Материал и оборудование:
ноутбук, одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар, соль, бутылка с водой, камешки, молоко, салфетки; запись музыки: «журчание воды», песенка Капитошки, гром, капли дождя, звук льющейся воды; капельки из бумаги, капельки маски на голову для детей по количеству, готовый рисунок ручейка с пропусками для наклеивания капель, клей.
Используемые технологии:
ИКТ, ЭОР, технология детского экспериментирования, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии.
Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
(дети здороваются друг с другом, с гостями).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко светит.
Что это, ребята? Какая большая туча набежала.
(Раздается звук грома и шум дождя. Воспитатель раскрывает зонтик).
Воспитатель: Спрячемся под зонтом, чтобы не намокнуть. Сильный дождик, капельки так и падают со всех сторон.
Зонтик буду я держать
И стараться их считать,
1, 2, 3, 4, 5,
Что же с неба падает опять?
Дети: Капли.
(Ставит зонтик на пол, дети трогают его.)
Воспитатель: Каким стал наш зонтик после дождя, ребята?
Дети: Мокрым, сырым, холодным.
Капитошка: (воспитатель достает куклу Капитошки) Это мы его намочили — я и мои сестрички.
Воспитатель: Ребята, а кто к нам в гости пришел? Кто ты?
(звучит фонограмма песенки Капитошки)
Капитошка: Вы сможете узнать, кто я, если отгадаете загадки.
Если пить мы захотим, Мы с ней очень крепко дружим,
То ее мы вскипятим. Утром моемся под душем.
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
Капитошка: Вы правы, я капелька воды — Капитошка.
Воспитатель: Как вы думаете, как она к нам попала?
Дети: Из водички. Из тучки.
Воспитатель: А кому нужна водичка?
Дети: Всем!
Воспитатель: Ребята скажите, а зачем нужна вода людям? (ответы детей) Какие вы молодцы!
Воспитатель: Капитошка. А зачем ты к нам пришла?
Капитошка: Ребята я и мои сестрички-капельки с неба падали и об зонтик ваш ударились. Все капельки в разные стороны разлетелись и спрятались. Наверное они все спрятались там, где может быть вода. Помогите мне найти всех моих сестренок-капелек и собрать их вот в это ведерко (показывает маленькое ведерко).
Воспитатель: Ребята, поможем нашей гостье? Давайте поможем Капитошке найти её сестричек. (Путешествуют – поиск капелек по группе).
1. Подходят к графину с водой и находят первую капельку.
Воспитатель: ребята как вы думаете, почему капелька здесь спряталась?
Дети: Потому, что в графине находится вода, вода нужна, чтобы ее пили.
Воспитатель: давайте положим её в ведёрко Капитошки.
2. На двери умывальной комнате находят вторую капельку
Воспитатель: А здесь, почему ещё одна капелька спряталась?
Дети: Потому что из крана течет вода, и мы смоем ей руки и лицо (мыть руки, умываться, мыть игрушки, быть чистоплотными).
Воспитатель: Давайте положим её в ведерко Капитошки.
3. Около мойки (в детском игровом уголке «Кухня») находят третью каплю.
Воспитатель: Ребята, смотрите ещё одна сестричка Капитошки. Интересно, а почему же она здесь спряталась.
Дети: Потому что здесь мы моет грязную посуду.
(дети берут капельку и опускают её в ведерко).
4. Подходят к цветам в экологическом уголке.
Воспитатель: Смотрите, здесь ещё одна капелька спряталась. А почему она около цветов притаилась?
Дети: Потому что мы поливаем цветы водой из леечки. Иначе они погибнут.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Давайте и эту капельку поместим в ведерко. Ребята, а давайте посчитаем, сколько всего капелек-сестричек мы нашли в группе (считают хором).
Воспитатель: Вот видишь, капелька, как вода важна, как много твоих сестричек в нашей группе мы нашли. Давайте, расскажем капельке, кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, человеку.
— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная, а еще воду нужно беречь. Иногда – вода может изменить свои свойства.
Капитошка:
Я маленькая капелька,
Живу среди воды.
Сегодня приглашаю вас,
В чудесный мир воды.
Воспитатель: Ребята, у Капитошки есть своя лаборатория, которая называется «Волшебница вода», в которой можно проводить разные опыты с водой. Она приглашает нас туда узнать, как вода может изменяться. Но чтобы туда попасть, необходимо превратиться в ручеек из маленьких капелек. И тогда мы с вами попадем в лабораторию «Волшебницы воды»
(Одеваем на голову капельки. Звучит музыка ручейка).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем сотрудниками лаборатории «Волшебницы воды». Проходите в лабораторию, сегодня мы с вами будем экспериментировать.
Опыт: «Вода»
Перед каждым ребенком 2 стакана с водой. Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, вода, какая?
Дети: Жидкая.
Опыт: «Вода – растворитель». (сладкая, соленная).
Воспитатель: Ребята, возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Скажите, она имеет вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь возьмите сахар, добавьте в стакан и размешайте. В другой стакан добавьте соль. Скажите, а теперь вкус у воды есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно, вода принимает вкус того вещества, которое в него добавили.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем!
Физкультминутка
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывем по теплой речке (плавательные движения)
В небе тучки как овечки.
Разбежались, кто куда (потягивание – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок (садятся)
Опыт: «Вода – прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода? Ребята, скажите, у воды есть, цвет? Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь возьмите камушек и бросьте в стакан с молоком. Вы его видите? Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, мы делаем заключение, что вода прозрачная.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!
Воспитатель: Ну вот, мы с Капитошкой, показали и рассказали вам какими свойствами, обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства?
Перечислите:
1. Вода жидкая.
2. Вода – растворитель.
3. Вода- прозрачная.
Капитошка: Спасибо, ребята, я сегодня вместе с вами узнала много нового о себе. А теперь я хочу с вами поиграть:
Игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу,
И снежочком закушу,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду,
На реку гулять пойду,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?
Нам пора возвращаться в группу. Для этого мы с вами все превращаемся в снежинок. (Дует легкий ветерок, и детки кружась, возвращаются на ковер)
Воспитатель: А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много и её можно было пить. Чтобы в речке была вода, и можно было в ней купаться.
Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран. (презентация)
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, поток,
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря не выпускай,
Закрывай покрепче кран!
Капитошка:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Ваша спутница – вода!
Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить вас живительной силой (дарит коробку сока)
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка! Ребята, а давайте мы с вами Капитошку и его капельки- сестрички наклеим на этот веселый ручеек, что бы они больше никогда не потерялись и всегда были вместе.
(подходят к столу, где заранее заготовлен рисунок ручейка, наклеивают в специальные пропуски капельки, ставят картину на мольберт)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? Сегодня вы узнали много нового. Узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить и как бережно относиться к ней.
Вы стали настоящими экспериментаторами. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы!