Татьяна Руднева
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обогатить представление о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся теп-лым; уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарный запас; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Словарная работа: аист, кукушка, соловей, стайки птиц, клином, цепочкой.
Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения «Снова весна»
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла … Весна.
Воспитатель: Правильно - весна. После холодной зимы пришла к нам снова весна.
Назовите признаки весны?
Весна – это когда светит ярко солнце;
Весна – это когда цветут цветы;
Весна – это когда теплый дождик и бегут ручьи;
Весна – это когда распускаются листочки на деревьях;
Весна – это когда щебечут птички.
2. Беседа «Какая она - весна»
Воспитатель: Ребята представим себе, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных запахов и звуков.
Совсем скоро на деревьях распустятся новые зеленые листочки, а на лужайке вырастет молодая весенняя травка. Такие чудеса происходят только весной. А хотите узнать о самом главном чуде, происходящем в весеннее время?
- А самое главное чудо – это то, что из далеких южных краев к нам на Родину возвращаются наши пернатые друзья.
- Кого мы называем пернатыми друзьями? (птиц).
- Почему их называют пернатыми? (Пернатые потому, что тело птиц покрыто перьями. А друзья потому, что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни, щебечут и радуют нас своими голосами).
- А как называют птиц перелетающих весной с юга на север? (перелетные)
- Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают называются перелетными?
Дети: Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой.
Воспитатель: - Почему птицы осенью покидают родные края? (ответы детей)
- Да. Они устраивают себе зимовку в более теплых краях. Но наступает весна и великое переселение птиц на Родину началось.
3. Беседа «Перелетные птицы»
Летят птицы из далеких стран. Летят через широкие моря, где некуда присесть, если устанут крылья. Летят через высокие горы, где от снежных вершин веет холодом. Летят через пустыни и степи, через леса и реки. Усталые измученные прилетают птицы в родные места.
- Куда весна приходит раньше в поле или в лес? (в поле снег тает быстрее, чем в лесу)
- Как только в поле появятся проталины первыми прилетают кто? (Грачи). Грачей так и называют вестники весны.
- Кто прилетает вслед за грачами? (Скворцы)
- Что означает прилет скворцов? (Это верный признак весны)
- Что делают скворцы после прилета? (Чистят домики – скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо).
- А чем питаются грачи и скворцы? Снег еще не растаял, где они добывают себе еду. (На проталинах выуживают из земли личинок, червячков, паучков и различных насекомых.)
- Вслед за скворцами прилетают жаворонки, они начинают радовать нас своим звонким пением. Голубое небо звенит от звонких музыкальных трелей. В этот период для жаворонков очень мало корма, но они находят семена различных растений и этим питаются.
- В небе на большой высоте красивым клином пролетают журавли. Станут на зоре в круг, а посередине хоровода два плясуна приседают, кланяются, трудятся, вытянув шеи привлекая тем самым внимание самочек, как только найдут себе пару, начинают устраивать гнезда для выведения потомства.
- Вслед за журавлями прилетают более теплолюбивые птицы: гуси, лебеди, утки, цапли, аисты и т. д. (показать картинки птиц).
4. Физкультминутка
Скачет шустрая синичка - (прыжки на 2 – х ногах)
Ей на месте не сидится – (прыжки на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок – (прыжки на право ноге)
Завертелась, как волчок – (кружимся на месте)
Вот присела на минутку – (присели)
Почесала клювом грудку – (наклоны головы вправо и влево)
И с дорожки на плетень – (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири – (прыжки на правой ноге)
Тень – тень – тень – (прыжки на двух ногах).
Воспитатель:- А какой птичке шла речь в физкультминутке? (О синичке)
- А это перелетная птичка или зимующая? (зимующая птичка)
- каких еще зимующих птиц вы знаете? (дети называют зимующих птиц)
5. Игра «Назови птиц ласково»
- Назовите птиц ласково, скажите, что они делают. Отвечая на вопрос измените слово «летает» - на противоположное.
Скворец – скворушка
Соловей – соловушка
Журавль – журавушка
Грач – грачик
Кукушка – кукушечка
6. Игра «Подбери нужное слово»
Набухаю …. (почки, бочки)
Распускаются (Листочки, нитки)
Журчит… (ручей, вода)
Копают… (землю, грядку)
Сажают … (расссаду, семена)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что случиться, если вдруг птицы не вернуться к нам весной?
- Произойдет экологическая беда. Не кому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые сьедают всю растительность, уничтожат все урожаи, некому будет, разносит семена ягод и растений, мы ни когда не услышим их чудесных песен.
- Что мы должны сказать птицам?
- Спасибо вам наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину и защищаете наши лесса от вредителей.
7. Итог занятия.
- Было ли вам интересно?