Инна Подуровская
«Семья — наше главное богатство». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование ценности семьи, семейных традиций.
Задачи:
Обучающие: продолжать формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Обобщать и уточнять знания детей о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам семьи; желание приходить на помощь в трудную минуту.
Предварительная работа: беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий, «Мне хорошо, когда…», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи». Составление рассказов «Наши семейные традиции».
СПТ: информационно-коммуникативные (аудиозапись) здоровьесберегающие (физминутка); технология познавательно – исследовательской деятельности (развивающая проблемная ситуация).
Материал и оборудование: аудиозапись песни «Мама»; бандероль, письмо, картинки с изображением животных с детенышами, конверты с заданиями, распечатанные буквы, магнитная доска, кроссворд, зеркало, дерево большого размера с разноцветными окошками, фотографии детей с мамами.
Словарная работа: активизировать словарь детей в процессе общения.
Метода и приемы: беседа, объяснение, показ.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, познавательная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Планируемые результаты: имеет представление о семье, о родных и близких людях, знает и называет состав своей семьи, называет имена членов своей семьи. Ведет беседу с воспитателем и со сверстниками, отвечает на поставленный вопрос; участвует в коллективных заданиях и играх.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Дети стоят полукругом на ковре, звучит аудиозапись песни «Мама».
Воспитатель. Ребята, вы заметили, какое сегодня солнечное, ясное утро. Солнышко за окошком дарит нам свое тепло и от этого так хочется улыбаться, правда? Давайте, дружно улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было радостное настроение!
Дети улыбаются друг другу, берутся за руки.
Воспитатель. В это чудесное утро я хочу поговорить с вами про нечто очень важное для каждого из нас. А о чем именно пойдет речь на нашем занятии, вы узнаете, отгадав загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
- Верно, ребята, сегодня мы поговорим про наши семьи. Как вы, понимаете это слово «семья»? (Ответы детей) Да, семья – это наши близкие, родные и любимые люди, с которыми мы живем вместе. Ой, мне послышалось, или к нам кто-то постучал в дверь. Пойду, посмотрю.
В группу заходит Сорока, приносит бандероль и письмо.
2. Основная часть.
Воспитатель заносит в группу бандероль и письмо.
Воспитатель. Ребята, Сорока передала нам бандероль. Нам ее прислали лесные животные. Давайте, поскорее ее откроем и посмотрим, что же там внутри.
Воспитатель открывает бандероль.
Воспитатель. Дети, здесь лежат фотографии и письмо.
Размещает фотографии животных с детенышами на доске.
Воспитатель. Какие милые и добрые фотографии! Что на них изображено? (Ответы детей) Да, все верно, на фотографиях счастливые лесные животные со своими детками. Но, что же у них случилось, раз они решили нам написать? Скорее, нужно читать письмо:
«Дорогие ребята, старшей «В» группы! Нам срочно нужна ваша помощь! Наших мамочек и папочек похитил злой волшебник! Чтобы их спасти, нужно выполнить ряд заданий, которые он придумал и спрятал в вашей группе. Выполнив все задания, вы сможете собрать заветное слово, и, когда слово будет собрано, злой волшебник отпустит наших родителей домой. Нам очень страшно, мы еще совсем маленькие! Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель. Ребята, поможем нашим лесным малышам? (Ответы детей) Итак, в письме написано, что первое задание спрятано у нас на доске. Посмотрим! Дети, это кроссворд, нам срочно нужно его разгадать.
Задание № 1 «Кроссворд».
Воспитатель. Кроссворд, ребята, это зашифрованные слова, нам нужно их отгадать и вписать в пустые клеточки. Начнем:
1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама)
2. Кто же трудную работу может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой строит, трудится наш … (папа)
3. Кто любить не устает, пироги для нас печет,
Вкусные оладушки? Это наша… (бабушка)
4. У него седая голова, до колена борода
Он — мужчина, и он сед, папе — папа, мне он — … (дедушка)
5. Живет в твоей семье девчонка, ну, а тебе она (сестренка).
Воспитатель. Какие вы умнички. На вопросы кроссворда мы ответили, теперь нам нужно найти первую букву. Давайте, посмотрим за самим кроссвордом…А вот и она, это буква «С». Давайте, разместим ее на доску. А теперь, не будем терять время и отправляемся выполнять следующее задание. Осталось только найти, где же его спрятал злой волшебник, в письме есть подсказка:
«Есть в комнате портрет во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ он засмеется тоже».
Как вы думаете, что это? (Зеркало)
Дети ищут зеркало. К нему прикреплена записка с заданием.
Воспитатель. У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть в зеркале, но это отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел, а у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
у дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух назвать. (Имя)
Задание № 2 «Имя».
Воспитатель. А у вас есть имя? А вы знаете, что когда вы вырастите, то вместе с вами вырастет и ваше имя? Назовите мне ваше полное имя. (Ответы детей)
Когда дети отгадали загадку, назвали свое полное имя, педагог вручает им следующий конверт. В конверте вторая буква «Е». Воспитатель размещает ее на доску.
Воспитатель. В письме снова подсказка, где искать новое задание. Ребята, и снова загадка:
«Возле бабушкиных ног прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился и в носок вдруг превратился».
Что же это? (Клубок)
Клубок лежит в корзинке, вместе с запиской.
Воспитатель. Вот мы и нашли третье задание.
Задание № 3 «Как тебя ласково называют дома?»
Воспитатель. Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. Как вас ласково называют дома ваши родные? Давайте вы будете передавать друг другу клубок и называть свои ласковые имена.
Дети передают друг другу клубок и называют себя ласковым именем.
Воспитатель. Вот мы с вами и сплели паутинку ласковых имен. Детки, вы большие умнички!
Воспитатель вручает детям следующую отгаданную букву «М» и размещает ее на доску.
Воспитатель. Ребята, а вот в задании № 4 злой волшебник хочет, чтобы мы поиграли. Предлагаю немного размяться и рассказать, чему учит вас семья! Сейчас мы немного подвигаемся и расскажем ему, что мы умеем делать вместе с родными.
Задание № 4. Физкультминутка «Моя семья».
У меня есть семья. Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений) небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений) с бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений) мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками) свою милую семью.
Дети выполняют движения.
Воспитатель. А вот и наша следующая буква - «Ь». Молодцы!
Воспитатель размещает на доске букву «Ь».
Воспитатель. В письме сказано, что последнее задание волшебника самое сложное, и он уверен, что с ним вы никогда не справитесь! Но, я в вас не сомневаюсь!
Задание № 5 «Собери семейное дерево».
Воспитатель. На магнитной доск, ребята, находят дерево с пустыми разноцветными окошками, на столе возле него фотографии. Прежде чем, начинать собирать дерево, вам предстоит отгадать ряд загадок. Послушайте:
1. Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …
(папа)
3. Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – …
(бабуля)
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …
(дедушка)
5. Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители — одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой …
(брат)
6. Совсем недавно в магазине
Родители мои купили
Мне не машинку и не книжку,
Вовсе не плюшевого мишку,
Не мяч, не водный пистолет,
Нет, не игрушку, не конфет.
Купили классную девчонку –
Мне настоящую …
(сестренку)
Воспитатель. Умнички! Все загадки отгадали. Пришло время дерево собирать. Обратите внимание, что каждое пустое окошко разного цвета. На ваших фотографиях есть рамочки и они тоже разноцветные, значит, вы должны соотнести цвет рамочки вашей фотографии с цветом окошка, только в этом случае, задание будет выполнено правильно!
Дети приступают к выполнению задания. Когда на дереве не остается ни одного пустого окошка, ребята получают последнюю букву – «Я». Воспитатель размещает ее на доске.
Воспитатель. Ну что же, все задания злого волшебника мы выполнили, осталось собрать до конца слово, которое он загадал. Давайте, разместим последнюю полученную букву. Ребята, мы собрали слово «СЕМЬЯ», именно его нам загадал злой волшебник. Это самое главное слово в жизни каждого человека и животного. И теперь маленькие лесные жители вернуться к своим мамам и папам.
3. Рефлексия.
Воспитатель. Мы сегодня здорово потрудились. Но самое главное, мы помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. Вы большие умнички! Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего? В чем были трудности? и др. (Ответы детей)
Используемая литература: