Елена Тихонюк
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Бабушкин сундук»
Возраст: 4-5 лет
ЦЕЛЬ: познакомить детей с бытом казачества, расширить представления о жизни казаков; развивать познавательный интерес к истории своего народа;
воспитывать любовь к малой родине.
Задачи:
Познакомить с внутренним убранством куреня, одеждой, предметами быта казаков.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к старшим,
Воспитывать чувство сопричастности к своему народу, к его истории и культуре.
Наглядность:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
Иллюстрации куреня; иллюстрации костюмов казака и казачки; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, бусы, рушник, платок, лампа).
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие, в интеграции речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, здоровье.
Виды детской деятельности: поисково - познавательная, коммуникативная.
Ход ООД:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.
(изображение на картине)
-А как называется казачья хата?
Дети: Курень.
(Фото куреня)
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак.
Самый главный в семье — казак. Его мы слушаемся и уважаем. Он очень храбрый, смелый, трудолюбивый. Летом он от зари до зари работает в поле, а зимой от зари до зари занимается гончарным делом – изготавливает из глины посуду, да работает в кузнице. Но самое главное он охраняет границу от врагов. Батька - так ласково называли отца - казака. На голове у него папаха или картуз, на ногах сапоги. На себя казак надевает рубаху, широкие штаны с красными лампасами. Зимой на плечи накидывает бурку, чтобы теплее было. Кинжал и сабля подвешивается к поясу.
(Фото казака)
Воспитатель: А как называли жену казака?
Казачка тоже очень трудолюбивая. С раннего утра до позднего вечера она занимается хозяйственными делами. Сначала надо накормить всех своих домашних животных, а их не мало: козы, овцы, куры, гуси, утки, коровы, да лошади. Затем надо наносить воды из колодца, чтобы постирать белье, ведь все казачки очень чистоплотные, аккуратные, любят чтобы в доме всегда было уютно и красиво.
Игра «Одень казака и казачку»
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети потому что это самое теплое место в доме. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для приготовления еды. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи».
Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?
А готовили вот в таких чугунках. Он тяжелый, чугунный
(даю подержать, но зато каша в нем наваристая, вкусная, пальчики оближешь.
Воспитатель: А молоко в чем хранили?
Дети: Глиняный сосуд, который называется глэчик.
Это глиняный кувшин. Молоко в нем не прокисает много дней. Ну а тесто замешивали в макитре — это большой глиняный горшок.
(показ).
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что каждый день пекли в печи. Без чего не обходится казачья семья ни одного дня? Правильно, без хлеба. А из чего пекут хлеб? Для того, чтобы испечь хлеб муку нужно просеять через сито.
Просеивание муки
-Ну, а чаем поили гостей из….
Дети: самовара
(показ)
Всегда на столе стоял самовар. В нем люди заваривали чай, вот сюда клали угольки или щепки и поджигали, а потом раздували огонь сапогом.
А потом из самовара наливали ароматный чай.
Воспитатель: - А теперь хлопчики и девчата подходите к скрыне. Так казаки называют сундук. Как вы думаете, для чего предназначался сундук? (В нем хранили одежду.)
Совершенно верно – казачью одежду, а также много чего другого.
- Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем.
- Ой, чего здесь только нет!
(достаю кувшин).
- Дети, что это? (кувшин)
- определите, из чего сделан кувшин?
(дать потрогать)
- Правильно, он сделан из глины. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.
Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.
- Что же еще в сундуке?
(достаю скалку).
Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье.
Показ глажки белья скалкой
Что это такое?
(Показываю утюг.)
Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили, ведь нет провода, да и электричества раньше не было. Утюг нагревали на углях. Горящие угли накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки. Я вам предлагаю потрогать его. Отличается ли этот утюг от современного?
Даю ребенку в руки рубашку – «Какая красивая рубашка!».
- Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми
(рассматривают иллюстрацию казачки и казака).
Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.
Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа
(достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).
Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
А руки вытирали не полотенцем, а рушником. На какое слово похоже слово рушник? (Руки)
Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданое невесты и свидетельствовали о том, какая она мастерица.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.
Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем я вам рассказала.
Игра: «Папаху одеваю — на вопросы отвечаю!»
Надеваю на ребё нка папаху и задаю вопросы:
· Как называется место, где живут казаки? (станица)
· Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)
· Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)
Как называется кувшин для хранения молока?
А в чем готовят еду?
А где хранят вещи?
А как называется украшенное вышивкой полотенце?
А какая казачка? (гостеприимная, аккуратная, веселая, независимая и т. д.)
А казак, какой он? (храбрый, мудрый, смелый, вольный, свободолюбивый и т. д.)
Молодцы, ребята, я вижу вы внимательно слушали, и узнали много интересного. А теперь давайте вместе пойдем в группу, и вы вылепите из пластилина те предметы, которые вам больше всего понравились и запомнились в казачьем курене.